По данным Росстата, уже к 9 декабря в некоторых регионах, где цены на бензин традиционно выше, чем в Центральной России, стоимость АИ-95 превысила 70 руб. за литр, а ДТ - 80 руб. за литр. Рекорд поставлен на Сахалине, там литр дизеля продается больше чем за 91 руб. за литр.
Если сравнивать подорожание топлива на АЗС за год с инфляцией (8,76%), то только бензин АИ-98 не вписывается в схему "рост около инфляции". К 9 декабря цена на него выросла на 19,2%, и именно он внес основной вклад подорожания бензина - в среднем на 10,3%. Если осенью казалось, что все марки бензина сильно обогнали рост цен на основные товары в стране, то к концу года наиболее востребованные АИ-92 и АИ-95 почти уложились в средний уровень инфляции: 8,9% и 9,1% соответственно. Дизель так и вовсе отстал - 7%. Здесь, правда, больше заслуга не топливных цен, которые даже ускорились с конца ноября, а других дорожающих товаров. Но говорить о беспрецедентном росте цен по итогам года не приходится, хотя на стоимость топлива всегда обращается повышенное внимание.
Как замечает зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, инфляцию считают по шестистам товарам. И если один из них обогнал средний уровень, то ничего страшного в этом нет. Более того, есть многие товары, такие как автомобили, к примеру, цена которых выросла значительно выше инфляции. Но это не означает, что их не перестали покупать.
По его мнению, бензин премиальных марок выше АИ-95 вообще нужно исключить из индексов инфляции. Цены на эти марки должны складываться исключительно рыночным образом и ничем не ограничиваться. Более того, возможно, и АИ-95 не стоит учитывать - в какой-то мере, эта марка является премиальной. Для тех, кому бензин дорогой, есть альтернатива: пропан-бутан и метан.
С точки зрения руководителя направления консалтинга NEFT Research Александра Котова, в 2025 году рост цен продолжится на все виды топлива по причине увеличения топливных акцизов (они вырастут с 1 января). При этом действительно спрос на высокооктановые бензины (АИ-95, АИ-98 и выше) растет опережающими темпами в связи с увеличением доли автомобилей с форсированными и турбированными двигателями в автопарке. Рынок высокооктановых бензинов очень чувствителен к внеплановым остановкам, поскольку баланс производства и предложения высокооктановых топлив не имеет большого запаса (в избытке преимущественно производится бензин АИ-92, который в основном и поставляется на экспорт).
Из этого в том числе напрашивается вывод о необходимости увеличить производство бензина в России. По словам зампреда Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, одной из первейших задач происходящей в стране модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) как раз и является наращивание объемов выпуска топлива. До 2028 года посредством механизма инвестиционных соглашений на сумму более 1 трлн руб. ожидается ввод полусотни технологических установок. Производство бензина и дизельного топлива экологического класса 5 увеличится почти на 4 млн тонн в год и 30 млн тонн в год соответственно.
Замедлить темпы роста цен на бензин будет невозможно без наращивания выпуска топлива, считает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин. Главной проблемой здесь остаются санкции на поставку оборудования для НПЗ, которые были введены в 2022 году Евросоюзом и Японией, и тогда же импорт комплектующих и запчастей стал недоступен из США. Эта проблема всерьез почувствовалась только в 2024 году. Такой лаг связан с тем, что многие российские НПЗ прошли серьезную модернизацию в последнем десятилетии, что снизило риск внеплановых остановок, отмечает эксперт.
По его мнению, основные шансы на торможение цен есть на рынке дизеля, где, несмотря на существенное увеличение внутреннего спроса, сохраняется профицит. В случае бензина стабилизировать цены будет невозможно без наращивания выпуска, а здесь все упирается в санкции.
Котов отмечает, что рост цен на бензин в середине года был также связан со снижением производства из-за аварийных остановок ряда крупных НПЗ. Также наблюдались серьезные проблемы с вывозом готовой продукции с заводов на фоне дефицита цистерн. Для купирования проблем в будущем необходимо завершить программу модернизации НПЗ, что позволит нарастить выпуск высокооктановых бензинов. Также безусловно необходима расшивка узких мест на железной дороге.
Особое мнение высказал Гусев, который считает, что рост цен на АИ-95 в этом году был вызван еще тем, что производство высокооктановых бензинов происходит с применением присадок, которые могли подорожать. Чаще всего используется метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), как добавка к бензину для увеличения его октанового числа и улучшения качества сгорания. На заправках бензин есть, дефицита не наблюдается, поэтому проблема не в объемах производства, хотя выпуск бензинов нам, несомненно, нужно увеличивать, поясняет эксперт.
Кроме того, Гусев подчеркнул, что на топливном рынке нужно выработать комплексный подход. Мы находимся в рамках торговли на бирже и поставок по РЖД. Но в рознице у нас, по сути, ручное регулирование цен. При этом почти не рассматриваются варианты развития способные снизить логистическую нагрузку в отрасли, считает он. Это транспортировка топлива авто и водным транспортом, а также увеличение количества нефтепродуктопроводов.