КСОТ в помощь
Напомним, что прошлый год во Владимире начался с сотен жалоб горожан на работу транспорта. Люди были вынуждены долго стоять на остановках, а затем толкаться в битком набитых салонах автобусов и троллейбусов. На ситуацию пришлось отреагировать городским и областным властям.
- Тогда ситуация в отрасли общественных перевозок была достаточно напряженной, - напоминает глава Владимира Дмитрий Наумов. - Прежде всего это состояние нашего автопарка, наличие большого количества частных перевозчиков, износ автобусов и ряд других причин, которые приводили к тому, что отрасль постепенно начинала, мягко говоря, загибаться. Когда мы стали анализировать ситуацию, то пришли к выводу: нужно что-то менять кардинально.
На тот момент порядка 30 процентов владимирского автобусного парка составляли машины частных перевозчиков, выигравших тендеры и нанявших их у сторонних организаций. Поэтому власти не могли проконтролировать долю выхода этих автобусов на линии и проверить их техническое состояние.
При поддержке регионального правительства разработали комплексную схему организации транспортного обслуживания населения (КСОТ). Она учла, что город изменяется, застраивается и прежняя маршрутная сеть не соответствует запросам владимирцев. Как рассказывала "Российская газета", схему представили общественности в январе 2024 года.
- КСОТ позволила сделать анализ существующих маршрутов, выявить потребность в дополнительных, в перехватывающих малых маршрутах и, самое главное, дала оценку тому, сколько конкретно и чего нам требуется для дальнейшего развития этой системы и приведения ее в нормальное состояние, - говорит Дмитрий Наумов.
Постепенно власти решили вопросы с теми перевозчиками, которые просто отказались выполнять свои обязательства. Также было принято решение о масштабной закупке автобусов. Если к началу января 2023 года в распоряжении муниципального предприятия было 93 автобуса и 65 троллейбусов, то к концу года - уже 151 автобус и 66 троллейбусов. На транспорт для Владимира областной бюджет в 2023 году потратил порядка 2,1 миллиарда рублей.
Для такого количества автобусов "Владимирпассажиртрансу" потребовалось расширить площади. Муниципальному предприятию вернули вторую базу, расположенную на улице Гастелло. Сейчас идет ее полная модернизация. Там оборудуются теплые мойки, ремонтные цеха, комнаты отдыха с душевыми для сотрудников.
Кроме автобусов в 2023 году владимирские власти приобрели восемь троллейбусов. Причем три из них - с возможностью автономного хода. Это позволяет убрать из центральной части города контактные сети и открыть для обозрения достопримечательности Владимира.
Оплата и зарплата
Столкнулись владимирские власти и с характерной сейчас для всех регионов кадровой проблемой, с подбором кондукторов, водителей, технического персонала, слесарей, механиков. И здесь важно было решить, как можно привлечь людей, чем их заинтересовать. Стимулы, по мнению Дмитрия Наумова, могут быть разными:
- Начиная с заработной платы, возможности выплаты всех социальных обязательств, которые гарантирует предприятие, с предоставления жилья, если речь об иногородних сотрудниках. Совместно с Ипотечным фондом мы рассматриваем в будущем возможность предоставления ипотеки. И конечно же, мы пересмотрели размер средней заработной платы. Мы ее уже увеличили более чем вполовину, но еще есть к чему стремиться.
За два года во Владимире дважды увеличивалась цена на проезд в транспорте. В 2023 году она поднялась в автобусе при оплате наличными с 28 до 30 рублей, по безналичному расчету - с 26 до 28 рублей; в троллейбусе - с 28 до 30 рублей при оплате наличными, с 24 до 27 рублей - при оплате картой. А в апреле 2024 года власти еще раз увеличили стоимость поездки. Сейчас тариф на перевозки пассажиров в троллейбусе составляет 35 рублей за поездку за наличные, 32 рубля - по безналичному расчету; в автобусе - 35 рублей при оплате наличными, 33 рубля - картой.
Скорее всего, горожан ожидает дальнейшее изменение тарифной политики. В КСОТ предполагалось сформировать структуру билетного меню с различными видами проездных и способов оплаты проезда. Например, предлагался тариф "Безлимит на день". Глава города называет нормализацию тарифа по перевозкам жителей одной из значимых задач.
- Тариф для людей немаловажен, так как это социальный транспорт, мы это учитываем, чтобы проезд не стал сильным бременем. Но и не повышать мы тоже не можем. Приобретение автобусов, ремонт баз и прочие расходы зависят от оборотных средств предприятия, - уверен Дмитрий Наумов.
Выходят на замену
В дальнейших планах властей - переход на систему валидаторов для минимизации использования труда кондукторов. Хотят во Владимире и установить новые камеры видеонаблюдения, и создать центр обработки данных для автоматизации системы и корректировки маршрутов.
- Определенных результатов мы уже достигли, - считает Дмитрий Наумов. - На 70 процентов обновили наш подвижной состав, возобновили работу второй базы, начали покупать новые троллейбусы и переходить на троллейбусы на автономном ходу. Но еще нужно заниматься остановочными павильонами, подходами к ним, пешеходными переходами. Это целая глобальная система, которой мы сейчас должны заниматься в полной мере.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области Николай Теняков на недавней пресс-конференции рассказал, что в 2024 году региональные власти приобрели для перевозок во Владимире 19 автобусов и два троллейбуса.
- Это значительно повысило устойчивость перевозок, но окончательно проблема износа пассажирского транспорта не решена. До 2030 года эта работа будет осуществляться в плановом порядке. 85 процентов автобусов и троллейбусов должно быть в эксплуатации не выше нормативного срока. Для автобусов это до 10 лет, для троллейбусов - до 15 лет, - отметил Николай Теняков.
Область продолжит закупать для Владимира троллейбусы без привязки к контактной сети. Ожидается, что в этом вопросе поможет федеральный бюджет. Форматы поддержки могут быть разными, в том числе целевые инфраструктурные бюджетные кредиты.
Тем временем
За неполный год ярославские электробусы перевезли свыше трех миллионов пассажиров. 38 современных машин поступило в Ярославль в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги". Они начали работу в феврале 2024 года. Новый вид транспорта курсирует на двух городских маршрутах - N 50 и 60.
Один электробус может вместить 85 пассажиров, в нем предусмотрено 30 посадочных мест. Машины имеют низкопольный кузов и аппарель. Салоны оснащены современными системами информирования, видеонаблюдения и кондиционирования воздуха. Действуют удобные способы безналичной оплаты.
Для полноценной работы электробусов в городе установили 12 зарядных станций, которые позволяют зарядить батарею за 20-30 минут.