08.01.2025 06:20
Экономика

В сфере грузоперевозок растет дефицит кадров

Текст:  Софья Ефремова
Рост потребительского рынка создает повышенный спрос на услуги грузоперевозок. Оборот розничной торговли, по данным IBC Real Estate, вырос с 48,2 трлн рублей в 2023 году до 56,5 трлн руб. в 2024 году. При этом каждый год на рынок выходят более 20 новых международных брендов, которые активно формируют спрос на логистические услуги. Главной проблемой логистической отрасли остается острая нехватка кадров.
Читать на сайте RG.RU

В 2024 году спрос на водителей категории В, С и Е увеличился на 45%, а потребность в складском персонале выросла на 23,1% по сравнению с предыдущим годом, рассказал Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК "Деловые Линии".

Дефицит кадров в туристической отрасли составит 400 тысяч человек к 2030 году

При этом даже зарплаты до 200 тысяч рублей не всегда способны привлечь новых специалистов в отрасль. "Мы испытываем постоянный недостаток профессионалов, способных работать на длинных маршрутах. Причем высокая зарплата уже не решает проблему - профессия требует высокой квалификации, а ее получение сопряжено с трудностями", - подчеркивает пресс-служба компании "Ладога Норд".

Проблема дефицита кадров носит системный характер. По данным исследования Института социально-политических исследований РАН, которым поделился с "РГ" Национальный автомобильный союз, 68,4% компаний испытывают нехватку водителей различной интенсивности. Почти четверть компаний сообщают о критическом дефиците - когда более 30% вакансий остаются незакрытыми. 12,3% говорят о нехватке 20-30% водителей, 15,2% компаний не могут закрыть 10-20% вакансий. Основными причинами дефицита эксперты называют тяжелые условия труда, низкий престиж профессии, отток кадров в другие отрасли и демографические проблемы.

Еще одна причина дефицита - рост требований к водителям. "Дальнобойщик должен обладать не только физической выносливостью, но и высоким уровнем ответственности. Ему доверяют дорогостоящую технику и грузы, которые могут стоить миллионы рублей", - поясняет Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Эти высокие требования, по мнению экспертов, отпугивают часть соискателей, особенно молодежь, которая предпочитает менее сложные профессии с низким порогом входа.

Профессия грузоперевозчика "стареет". По данным исследования РАН, демографическая ситуация в отрасли грузоперевозок выглядит критической с точки зрения возрастной структуры кадров. Подавляющее большинство водителей - люди старшего возраста: 46,7% компаний называют типичным возрастом водителей категорию 45-55 лет, 38,5% указывают на возраст 30-45 лет. Молодые водители практически отсутствуют - лишь 3,7% организаций имеют водителей моложе 30 лет.

Эксперты: Дефицит кадров в России будет наблюдаться не менее 3-5 лет

Молодежь не идет в профессию по многим причинам. Начинающие специалисты не хотят начинать с малотоннажных перевозок с невысокой зарплатой. "Их, может, и берут на малотоннажки, но другая сторона - малотоннажки платят меньше, и молодежь может просто уходить, не цепляясь за работу", - отмечают в компании "Ладога Норд". Как правило, молодым людям не сразу доверяют управление дорогостоящими фурами стоимостью 8-10 миллионов рублей. Поэтому, если они и хотят работать водителями, то предпочитают более простые альтернативы - работу в такси или курьерскую доставку.

Хайцеэр подтверждает системность проблемы: "Мы не будем давать какие-то льготы молодым грузоперевозчикам так же, как специалистам в IT". Спикер указывает, что введение специальных льгот может нарушить баланс в экономике, поскольку потребует аналогичных мер для многих других дефицитных профессий.

По данным исследования РАН, 25,6% компаний уже планируют использовать беспилотные технологии как частичную альтернативу дефициту кадров. "Беспилотники исключают необходимость длительных перерывов на отдых, что позволяет сократить время доставки грузов. А это - ключевое преимущество перед традиционными методами перевозок", - отметили в "Ладоге Норд". В компании считают, что беспилотные грузовики могут существенно повлиять на восприятие профессии водителя в будущем. "Мы предполагаем, что с развитием этой технологии профессия станет больше интеллектуальной, нежели физической. Водители будущего будут управлять процессами, а не машинами, что сделает работу менее изнурительной и более привлекательной для молодежи", - предположили в пресс-службе компании. Таким образом, беспилотные грузовики могут стать мощным инструментом для модернизации логистики.

Роль в решении кадровой проблемы могут сыграть и мигранты. Однако в грузоперевозках их трудоустройство имеет существенные ограничения. Для работы дальнобойщиком важно официально трудоустроиться, а для этого нужны гражданство, лицензии, прописка. "Водитель должен хорошо знать ПДД, уметь договариваться с другими людьми при необходимости, а значит - нужен хороший уровень владения языком", - заметили представители "Ладоги Норд".

В ЦБ заявили, что дефицит кадров в стране продолжает расти

В целом, для привлечения новых сотрудников некоторые компании предлагают комплексный подход: создание реферальных (рекомендательных) программ, социальных гарантий, медицинского страхования, программ наставничества и профессионального роста. "У нас работает специальная реферальная программа "Приведи друга". Как результат - 25% кадров было принято благодаря ей", - поделился Дмитрий Хрущалев. Кроме того, организация стремится предоставить возможность для профессионального роста и развития всем сотрудникам. "Для этого разработана система обучения и наставничества, есть онлайн- и офлайн-курсы повышения квалификации. Например, водитель может стать бригадиром смены, а затем и руководителем автоколонны. Либо перейти на должность механика или тренера по экономичному вождению", - рассказал эксперт.

Занятость