20.03.2025 17:50
Авто

Когда менять зимнюю резину на летнюю: что говорят закон и эксперты

Текст:  Владимир Баршев
Весна - не повод менять шины. В марте часто еще бывает очень холодно. Недаром до сих пор пользуется популярностью старая поговорка: "Марток - надевай двое порток". Так когда же менять шины? Когда уже можно не стучать по асфальту шипами? Разберемся с экспертами.
/ Руслан Кривобок/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU
  1. Когда нужно менять зимнюю резину на летнюю по закону
  2. Когда менять резину на летнюю с учетом погоды: общие правила и мнение экспертов
  3. Зачем нужно менять зимнюю резину на летнюю

Когда нужно менять шины по закону

Согласно закону, есть четко установленные правила. В зимние месяцы запрещено ездить на летних шинах, в зимние - на шипованных. Это прописано в Правилах дорожного движения. А именно - в приложении к ним, утвержденном постановлением правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 06.12.2024) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения").

/ iStock

Тут надо пояснить. Что такое шипованные шины - понятно всем. У них есть шипы, и их видно невооруженным глазом. За использование таких шин летом можно получить штраф 500 рублей, если сотрудник ГИБДД остановит на дороге. Но именно в межсезонье на них вполне можно ездить. Если автовладелец не считает такой проезд убытком.

А с летними, межсезонными, и прочими фрикционами, начиная с весны, и вовсе не может возникнуть проблем. Но тут надо помнить, что прописано в Правилах. А именно, обозначения шин.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаками

во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не менее 4 мм.

Если протектор меньше, то такая неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования. Замером с помощью штангельциркуля, если он у инспектора найдется. Однако именно сейчас водителям не грозят никакие кары. Да, зимние месяцы прошли. Но летние еще не наступили. Наступило межсезонье.

/ Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков

Когда менять зимнюю резину с учетом погоды

Общие правила

Когда средняя температура превышает +5 градусов, шины можно и нужно менять на летние. И наоборот. Ниже +5 градусов - на зимние.

В среднем температура в Москве днем сейчас выше + 5 градусов. Значит, нужно менять шины? Это не совсем так. Ночами температура падает до минуса. Значит, на мостах и набережных будет скользко. Если ехать ночью. Земля и асфальт еще не прогрелись до той температуры, чтобы заморозки на них не сказывались. Так что пока менять покрышки - не самое актуальное дело. Понятно, что стучать шипами по асфальту не очень удобно. Но вдруг пригодится? В каком-нибудь резком торможении на мосту.

Год выпуска шины: где находится маркировка и как ее расшифровать

Когда менять зимние шины на летние по погоде: слово экспертам

Автоэксперт Игорь Моржаретто:

- Общие рекомендации, когда менять шины на летние, сводятся к следующему - при повышении среднесуточной температуры более +5. Погода в России творит чудеса. Чтобы в Москве менять зимние шины на летние в начале марта - это нонсенс. Тем не менее, это активно происходит. Уже даже очереди в шиномонтажи выстроились.

Но, несмотря на теплую зиму настала ли пора менять покрышки? Вопрос открытый, поскольку и май может нас порадовать снегопадом и отрицательными температурами.

Генеральный директор испытательной лаборатории Юрий Пархоменко:

- Если у нас в среднем плюсовая температура днем, и поездки не планируется на север - менять. Если плечо пробега короткое, то шины надо менять. Ночью заморозки, но дело не в большой отрицательной температуре ночью, особенно если не было осадков. А в необходимости выжить на дороге. Если движение предстоит внутри Москвы, или по трассе Москва - Санкт-Петербург, то переобуваться не потребуется. Даже если погода будет не очень удачной, просто потребуется ехать медленно и аккуратно.

Шипованные шины имеют худший результат при торможении на сухом асфальте, чем летние. Так что надо подумать перед тем, как менять одни на другие. Тем более, что в конце апреля может выпасть снег. Это, конечно, говорит гидрометцентр. И их прогнозы могут не совпадать с пожеланиями природы. Но учитывать их стоит.

Еще 20-30 лет назад шипованных шин не было в природе. Ездили на летних шинах. Зимние (без шипов) были дефицит. Этой зимой можно было ездить по Москве на летних.

/ Антон Денисов/РИА Новости

Итак, зима в столице была очень теплая. Не то чтоб менять шины не требовалось, но, тем не менее, пользы от шипов было очень мало. Дороги редко заносились снегом, обледенения возникали на мостах и набережных. Но, как только водитель выезжает в другой регион, то тут же происходят всякие неприятности. Поэтому ранняя смена шин может обойтись неприятностями

Но норма установлена:

Главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков:

- О сроках смены шин может сказать только Гидрометцентр. Причем в каждом регионе индивидуально. Ночью холодно. Возможны снегопады. Днем потеплело. Можно поставить и летние шины, но надо соблюдать и дистанцию, и скорость. И днем, и ночью эстакады могут преподнести сюрпризы.

Зачем вообще менять шины?

Корреспондент "РГ" как-то съездил весной со своим коллегой на автодром вспомнить особенности вождения в теплый период. Но репортер приехал на шипованных шинах, а его коллега - на летних. В результате при экстренном торможении автор этих строк проехал на пять метров дальше, чем его коллега. Хотя тормозили с одной скорости - 90 км/ч. Причем у коллеги был джип в полторы тонны весом, а у автора этих строк - машинка весом 900 кг.

Как напомнил Игорь Моржаретто, при температуре выше +5 градусов смеси, из которых изготовлены летние шины, уже начинают "работать", то есть в полной мере могут выполнять свои функции. Одновременно, по сравнению с зимними шинами, летние экономят своему владельцу не только топливо, но и ресурс. Ведь они тяжелее и сильнее изнашиваются при положительных температурах.

/ Константин Чалабов/РИА Новости

Грубо говоря. Летние шины в минусовые температуры просто не работают. Они предназначены для отведения воды из-под колес, а не для того, чтобы пробираться по снегу или тормозить на льду.

Зимние шины, да еще с шипами предназначены, чтобы пробраться по снегу, а также затормозить на обледенелом участке.

Но зимой использование летних шин может привести к аварии. Машину может занести, она просто не сможет въехать в горку…

Шипованные шины летом увеличивают тормозной путь, портят асфальт, оставляя при экстренном торможении бороздки. Так что использование шин по сезону - это правильная идея. Только строгого контроля за этим нет. Поскольку в каждом регионе свои климатические условия. И где-то можно поменять шины сейчас, а где-то надо с этим делом подождать. Но не возить же водителю в багажнике дополнительный комплект шин из-за того, что он едет из одного региона в другой?

Как подготовить автомобиль к весеннему сезону: чек-лист для водителей
Легковые авто