14.07.2025 18:39
Культура

С безумствами сценария "Вундеркинда" режиссера Кальдеры сложно мириться

На экранах испанский "Вундеркинд"
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №154 (9693)
Мелодрама "Вундеркинд" испанского режиссера Хавьера Руиса Кальдеры при всей свой внешней симпатичности с жестокой наглядностью иллюстрирует аксиому о том, что герои романа, пьесы, фильма не могут быть смышленей их авторов. Казалось бы, безошибочно стандартный в своем сюжете фильм непоправимо страдает от ограниченности фантазии и, шире, - мышления.
Папе-актеру будет нелегко наладить отношения со свалившимся ему на голову сынком-вундеркиндом. / "Ten Letters"
Читать на сайте RG.RU

Девятилетний Вольфганг, явно названный так в честь Моцарта, обладает высоким IQ, позволившим ему на два класса опередить сверстников, но при этом у него синдром Аспергера, делающий мальчика почти невыносимым в общении: он упрям, непредсказуем, болезненно педантичен и заранее уверен в своей гениальности. Фильм начинается ученическим наигрыванием на пианино "Жаворонка" Глинки, но вскоре удивит зрелым и техничным исполнением Баха и Моцарта - покончившая с собой мама завещала мальчику стать лучшим пианистом в мире, и он фанатично нарабатывает технику, мечтает поступить в Парижскую консерваторию.

Музыка обладает какой-то мистической эмоциональной убедительностью - неслучайно она вытаскивает в круг шедевров даже совсем нелепые оперные либретто. Вот и в этом фильме: как только пальцы касаются клавиатуры, тут же миришься с безумствами сценария Кармен Марфы, Валентины Висо, Яго Алонсо и Лайи Агиляр. Хотя здесь их, пожалуй, чересчур много: его IQ, в отличие от маленького героя, не отнесешь к выдающимся.

Микро-рецензия на фильм "Грешники"

Сюжет собран, как конструктор Лего, из готовых и сильно потертых блоков, многократно использованных в кино. И реализован в уверенности, что история вундеркинда, да еще жестоко обделенного судьбой, сама по себе заставит публику достать носовые платки. Не менее расхож и сюжет трудного сближения столь разных натур: легкомысленный папа героя, не слишком удачливый актер Карлос, после самоубийства мамы вынужден заботиться о сыне, до которого все эти годы ему не было никакого дела. Чего не может забыть умный мальчик, и много воды утечет, прежде чем его сердце смягчится. В том числе и воды конкретной, в реке Сене, откуда папе придется спасать упрямого мальчонку.

Папу мстительный сценарий сделал столь немыслимо глупым, что даже обаяние актера Мики Эспарбе не может сделать поведение героя логичным и правдоподобным. Он, например, может на полной скорости бросить руль, в экстазе распевая далеко не лучший хит Дэвида Боуи, - поскольку эта какофония оказывается талисманом всей его жизни. Он не по-мужски легкомыслен, хотя именно его взаимоотношения с сыном составляют главный сюжет картины. В роли девятилетнего Вольфганга его ровесник Жорди Каталан, ангелоподобность которого ничем не выдает в герое аутиста, и мальчонка убедительно играет подающего надежды истерика и мизантропа. Но задуманный авторами аутизм позволяет им придумывать какие-то совсем дикие повороты сюжета. Например, потерпев от волнения неудачу на прослушиваниях в консерватории, Вольфганг немедленно взбирается на мост через Сену, собираясь утопиться. Происходящее в дальнейшем выдает всего только настойчивое желание авторов довести и зрителей до истерики, шокируя их нагромождением гипертрофированно душераздирающих коллизий. А нам остается изумляться, каким образом папа так безошибочно находит в огромном Париже нужные сценарию утлые мостки над Сеной, за которые уцепился его отчаянный сынок.

Названы 10 лучших российских фильмов 2025 года

Все эти особенности сценария обогащает своей фантазией режиссер Хавьер Руис Кальдера, в Испании более известный как комедиограф. Он оркеструет такую, например, сцену, когда разбуженный воплями, доносящимися из спальни отца, и увидев того в постели с незнакомой дамой, девятилетний герой обнаруживает недюжинные познания в физиологии любовных утех - очевидно, режиссер ожидает в залах взрывов хохота.

И без того невысоко летая, авторы к финалу совсем занижают планку: оставив завещанные мамой планы, вундеркинд Вольфганг вместо объявленного Моцарта лабает ненавидимого прежде Дэвида Боуи, что должно символизировать сенсационное открытие произведения: крайности всегда сходятся.

Мировое кино