22.07.2025 18:55
Общество

Эксперт Артамонова рассказала, как предотвратить агрессию детей в школе

Как защитить учителей от агрессии детей
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №160 (9699)
Школьникам, которые оскорбляют учителей, а иногда даже распускают руки в отношении педагогов, не место в классе. Таких детей нужно жестко наказывать, вплоть до исключения из школы. Об этом высказался на днях председатель Совета при президенте РФ по правам человека Валерий Фадеев.
Ответственность несет не только тот, кто занимается травлей, но и родители, и школа. / iStock
Читать на сайте RG.RU

Мы чаще слышим о несправедливости учителей по отношению к детям, но существует и обратная сторона этой "медали", и об этом нельзя молчать.

"Когда оскорбляют учителя, бьют его - это абсолютно недопустимо. Такое поведение - это болезнь, и оно должно быть жестко наказано" , - подчеркнул Фадеев.

Проблема действительно есть, и очень чувствительная. И появилась она не сегодня. Помните советский фильм "Розыгрыш" - полнометражный режиссерский дебют Владимира Меньшова с Евгенией Ханаевой, Дмитрием Харатьяном, Олегом Табаковым в ролях? Девятиклассники не успели подготовиться к контрольной по математике и решили убедить учительницу, что она о контрольной ничего не говорила. Розыгрыш? А по факту - самое настоящее издевательство: педагога смогли убедить, что она "не в своем уме", забыла, перепутала. Это психологическое давление, которое часто и становится основой травли или буллинга.

А кнопки, подложенные на стул учителя? А равномерное всеобщее "мычание" на уроке? Правда, по сравнению с сегодняшними историями это все кажется детскими шалостями.

В последние годы "приколы" становятся все более жестокими. Безусловно, оскорбления, агрессия от учеников в отношении педагогов недопустимы и должны пресекаться. Но насколько эффективным может быть исключение из школы? Один уйдет - придут другие. Как защитить учителей от агрессии детей и, главное, предотвратить такое поведение в целом?

Минпросвещения: Оценка за поведение должна быть отражена в аттестате

За комментарием "Российская газета" обратилась к заместителю директора по развитию системы профилактики девиантного поведения Центра защиты прав и интересов детей, кандидату психологических наук Елене Артамоновой.

- Надо помнить: задача школы, да и всей системы образования - не покарать, а предвосхитить подобную "дисфункцию", - говорит Артамонова. - Первое и самое важное в такой ситуации - выявить причину (или чаще всего целый комплекс причин) агрессивного поведения ребенка. И дальше работать не только с ребенком, но и с его семьей, с конкретным педагогом, а также со всем классом, родителями и учителями в целом.

Образовательная среда призвана обучать, развивать и воспитывать. И неуважительное отношение к педагогу лежит именно в поле воспитания. У Минпросвещения есть методические разработки в этой сфере. Как рассказала эксперт, в школах создают рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы.

- Вопросы уважения к окружающим - и сверстникам, и старшим - заложены в личностные результаты воспитания, - уточняет Елена Артамонова. - Это системная работа в течение всего периода обучения. И да - это прямые задачи и ответственность школы.

Но не только. Очевидна и родительская ответственность. Обесценивание авторитета педагога и школы в целом в семейных разговорах - прямой путь к неуважительному поведению ребенка. Если у школы, у учителя нет налаженного контакта с родителями, это может стать одним из факторов, ведущих к конфликтным ситуациям.

Именно поэтому в рабочую программу воспитания заложено взаимодействие с родителями или законными представителями ребенка как полноценными участниками образовательных отношений. Вообще, травля и тем более рукоприкладство в отношении учителя - это нарушение правил внутреннего распорядка школы. И это уже ответственность обучающихся.

Безусловно, агрессия от учеников в отношении педагогов недопустима. Но насколько эффективным здесь может быть исключение из школы?

Есть и приказ Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года №185, которым утвержден "Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания". Так, за совершение дисциплинарного проступка к школьнику могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление. Тут учитываются тяжесть проступка, причины и обстоятельства, при которых он случился, поведение ученика до этого, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов школьников, родкома и пр.

- Отчисление - это крайняя мера! - уверена Артамонова. - Все же школа призвана воспитывать и наставлять подрастающее поколение. Профессиональная педагогическая зоркость, индивидуальный подход к каждому ребенку должны оставаться главным инструментом построения безопасной и бесконфликтной образовательной среды. А такая крайняя степень вызывающего поведения ребенка, как агрессия в отношении учителя, - это, по сути, "зеркальное отражение" его внутреннего травмированного мира, его крик о помощи.

Эксперт Приступа: Сокращение сроков обучения негативно отразится на школьниках
Справка "РГ"

С 2022 года Минпросвещения два раза в год проводит "Неделю психологии" - масштабную акцию для детей и взрослых, цель которой - сплочение школьных коллективов и создание психологически благоприятной образовательной среды.

Кроме того, специалисты Центра защиты прав и интересов детей разработали дополнительную программу интерактивных занятий для детей, подростков и молодежи "Курс юного переговорщика", где учат грамотно и без применения силы разрешать споры и конфликты.

Также год назад утверждена Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профобразования.

Во всех сложных, конфликтных ситуациях дети, родители и педагоги могут найти помощь на следующих ресурсах:

Сергей Кравцов рассказал, как будут оценивать поведение школьников
Что нужно знать про травлю

Минпросвещения, Саратовская государственная юридическая академия и Центр защиты прав и интересов детей разработали специальную памятку. В ней - все самое важное о том, что такое методы психологического насилия, как может "маскироваться" травля и что делать в таких случаях детям, родителям и учителям.

Памятка поможет не только оперативно реагировать на различные случаи, но и предотвращать их, опираясь на законы и нормы.

Прежде всего - напоминание: права каждого человека на уважение личности и человеческого достоинства закреплены Конституцией Российской Федерации:

"Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности (ч. 1 ст. 21)" и "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 21)".

В памятке рассказывается, что травля может проявляться несколькими способами:

Также упомянут кибербуллинг.

Указано, что "в зависимости от характера совершенных действий нарушителей, в том числе несовершеннолетних, могут привлечь к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности": от выговора и исключения из школы до реальных тюремных сроков.

Важно: ответственность несет не только тот, кто занимается травлей, но и родители, и школа - если не осуществляли должный надзор в момент происшествия.

Мнения учителей о предложении заменить оценки на зачеты разделились
Образование Минпросвещения