04.08.2025 17:46
Культура

Солистка "Геликон-оперы" Алиса Гицба: Как жить на две семьи, когда обе любимые?

Текст:  Елена Экинджи
Российская газета - Федеральный выпуск: №171 (9710)
Солистка столичной "Геликон-оперы" Алиса Гицба известна не только своим уникальным сопрано. Уже не первый год она проводит Международные музыкальные конкурсы-лаборатории, которые сама же и придумала, и организовала. Вот и сейчас - готовится уже к четвертому такому конкурсу-лаборатории: до конца сентября талантливые музыканты, от 18 до 45 лет, подают заявки для участия. А в октябре, по итогам конкурса, лучшие исполнители выступят в гала-концертах, которые пройдут в Москве и Сухуме - городе, где Гицба родилась. Мы встретились с Алисой на "Фестивале роз и ботанических затей" в усадьбе Архангельское. Здесь - в рамках ее проекта - под открытым небом прошел концерт лауреатов конкурса "Подмосковные вечера: Оперетта и кино".
Алиса Гицба любит исполнять роли жертвенных и одержимых страстями героинь, как Флория Тоска Пуччини, но есть и комичные роли, которыми она гордится. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Алиса Шалвовна, помню, мы встречались с вами на высоте более двух тысяч метров, на популярном карачаево-черкесском курорте Архыз - вы выступали с симфоническим оркестром на ежегодном фестивале "Выше звука". Вас постоянно тянет на какие-то эксперименты…

Алиса Гицба: Помните, еще в чеховской "Чайке" было сказано, что нужны "новые формы" - а если их нет, то "лучше ничего не нужно". Так что и действуем - строго по Чехову. И выступления - в заоблачных горах или в розарии среди усадьбы - все это поиски новых форм. Хотите - назовите их "экспериментами". Когда еще исполнишь перед публикой партии из классического репертуара с видом на Архыз? Или - когда еще удастся спеть "Прекрасное далеко" из любимого многими поколениями кино"Гостья из будущего".

Организаторы в Архангельском просили приготовить что-то легкое и всем известное - учитывая, что петь придется под минусовки и на открытом пространстве. Опера не может хорошо звучать в таких условиях, и нужно было точно собрать репертуар. В Архангельском звучали песни Муслима Магомаева, Анны Герман, Валентины Толкуновой, Шарля Азнавура.

Признайтесь - оперной певицей вы мечтали стать с самого детства?

Алиса Гицба: До школы мечтала выступать на эстраде. Виниловые пластинки с хитами из детских фильмов были затерты до дыр. Дома перед зеркалом часами пела в воображаемый микрофон. В пять лет родители отправили меня в музыкальную школу. Выяснилось, что у меня с рождения абсолютный слух - еще ребенком с легкостью подбирала на фортепиано любую мелодию. Родители не были музыкантами. Но мама великолепно играла на семиструнной гитаре и народных абхазских инструментах - видимо, я в нее. А мой отец был драматическим актером, служил в театре, так что я и в него - все детство провела за кулисами. Выучила всё "Горе от ума" и декламировала всем знакомым…

И выступления - в заоблачных горах или в розарии среди усадьбы - все это поиски новых форм

Что же не пошли по его стопам, вместо театрального - поступили в музучилище?

Алиса Гицба: Случилось так, что на одном из уроков литературы к нам зашла директор и увидела, как легко я разбираю оперу Глюка "Орфей и Эвридика" - пою и играю сразу за всех персонажей. Пошла и рассказала про мой голос, про меня Жозефине Константиновне Бумбуриди, музыкальному педагогу, абхазской оперной певице, солистке Сухумской госфилармонии. Кстати, моя однокурсница Хибла Герзмава тоже училась у нее. Мы стали брать уроки вокала у этого прекрасного педагога, и это навсегда решило вопрос - кем мы себя видим в будущем. Конечно, оперными примами!

Сегодня на различных сценах можно встретить таких безголосых исполнителей, что задумаешься - надо было тратить время на серьезное образование, когда такое множество возможностей самовыражаться?

Алиса Гицба: Ну да, за последние годы появилось очень много самых разных культурно-просветительских форматов в искусстве. Но все-таки основой остается - классическая музыка, она по-прежнему эталон, золотой фонд мировой музыкальной культуры. Классическая симфоническая музыка требует к себе уважения и подготовки. Человек, впервые, пришедший на концерт в Московскую консерваторию, может не сразу воспринять все тонкости звучания и исполнения. Образование, занятия с педагогами, знакомство с детства с классической музыкой формируют вкус и создают культурную базу.

Что нового в вашем музыкальном конкурсе в этом году?

В "Мариинском театре" состоялась премьера редкой оперы Верди "Эрнани"

Алиса Гицба: Мы будем возрождать забытое, редкой красоты барочное пение в особом историческом антураже. Это направление преобладало в европейской профессиональной музыке в XVII - начале XVIII веков. Типичный оркестр периода барокко был основан на струнных инструментах. Оказалось, что многим нашим вокалистам не приходилось исполнять произведения барокко. Все хотят петь Моцарта. А я ставлю им в конкурсную программу задание, требующее исполнения, например, причудливых произведений Пери, Каччини, Монтеверди. Сейчас я веду переговоры с Рафаэлем Паласиосом - профессором парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца - чтобы он преподал небольшой курс лекций на тему барочной оперы. Факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, которым руководит Михаил Дубов, предоставит нам небольшой состав барочного ансамбля. Если все сложится, создадим специальную музыкальную программу "Возрождение барочного пения".

Санкции, отсутствие европейских гастролей отразилось на вашей карьере?

Алиса Гицба: Во всем надо искать плюсы. Многие музыканты, дирижеры, солисты, постоянно выступавшие за рубежом, теперь доступны здесь и больше могут посвящать себя новым творческим проектам. Но и существовать в замкнутом пространстве тоже неправильно. Сейчас, например, в составе жюри моего конкурса - музыканты из Испании и Мексики. Я очень жду их и в России, и в Абхазии. У них иной культурный код, другое "слышание" музыки. Также в жюри в этом году - главный дирижер и худрук Самарской оперы Евгений Хохлов, руководитель Абхазской госфилармонии, музыковед Эсма Джения.

Вы выступаете настолько в разных ипостасях - где вы настоящая?

Алиса Гицба: В моей жизни две полноценных семьи - это семья, мои родные и близкие - и театральная семья, без которой я себя также не представляю. Я пришла в "Геликон-оперу" еще во времена своего студенчества, выросла вместе с ним. С главным режиссером театра Дмитрием Бертманом у нас никогда не было противоречий.

Я никогда с ним не спорила, но всегда видела себя героиней Верди, Пуччини, полной страстей, трагической. Мои героини жертвенны и одержимы страстями, как Тоска у Пуччини, вердиевская леди Макбет или Лиза из "Пиковой дамы". И вот, после таких серьезных партий, в театре начинают разминать моцартовскую "Женитьбу Фигаро", и я уже представляю себя в образе Графини - а режиссер ставит меня на Марцелину.

А Марцелина в нашей постановке появляется в образе этакой ушлой бабенки с голубыми тенями, красной помадой, в дешевой бижутерии и накладных формах сзади и впереди. На ней шифоновое платьице, кроссовки и парик, который я снимаю - а под ним смешные, накрученные из волос рогульки. Когда я впервые увидела себя такой в зеркале перед репетицией, я на всякий случай уточнила у Бертмана - действительно ли именно меня он видит в этом спектакле. "Это будет твоя vip-партия, поверь мне!", - отмел мои сомнения наш гениальный режиссер. И не поверите - во мне откуда-то вдруг появилось столько комизма, сарказма, гротеска, что приходилось еще сдерживать себя на сцене! И эта роль теперь в топе любимых ролей, которыми я горжусь.

Справка "РГ"

Алиса Гицба - заслуженная артистка России, сопрано. Стояла у истоков формирования "Геликон-оперы", с 1993 года его бессменная солистка. Работала с самыми выдающимися дирижерами, среди которых и Валерий Гергиев, и Юрий Симонов, и Теодор Курентзис, и Геннадий Рождественский, и многие другие.

Сейчас в репертуаре примы тридцать партий, в основном ведущих, в операх Чайковского, Леонкавалло, Бизе, Оффенбаха, Штрауса, Пуленка, Яначека. Особое место в ее репертуаре занимают вердиевские Виолетта из "Травиаты", Аида и леди Макбет, Алиса Форд из "Фальстафа".

Музыкальный театр Классика