Россияне должны есть больше рыбы - эта тема из года в год становится одной из главных на отраслевом форуме. Сейчас у нас потребляют в среднем 23,5 килограмма даров моря в чистом весе (то есть без учета голов, костей и хвостов) за год, а в некоторых прибрежных странах съедают больше сорока. Мы перестали быть "рыбной" нацией. За последние десять лет потребление мяса в РФ выросло на целых 15 кило, а его более полезной альтернативы - всего на полтора.
Для более высокой востребованности рыбы необходимы несколько условий, указывают специалисты. Прежде всего ее должно хватать на всех, и с этим у нас вроде бы все в порядке: Россия обеспечивает себя водными биоресурсами (ВБР) на 140 процентов. Но есть нюанс.
- При таком высоком уровне самообеспеченности у нас пока 25-30 процентов рыбной полки занято импортной продукцией, - привела данные исследований представитель отраслевого банка Ирина Жачкина. - При этом Россия сама экспортирует рыбу, как и пшеницу. Но мы же не видим в наших магазинах большого количества импортного хлеба. Аналогичная ситуация со свининой и курицей: доля привозных среди этих продуктов составляет менее пяти процентов.
Другой фактор, который называют самым важным, - цена. Рыба считается довольно затратным продуктом с точки зрения добычи и переработки. Это в советское время она была дешевле мяса, а сегодня даже та самая соленая селедка в магазине в среднем стоит уже 375 рублей за килограмм. Причем сам по себе этот вид, наоборот, только дешевеет.
- Мировой рыбный рынок меняется, и судьба некоторых традиционных видов рыб весьма печальна, - сообщил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев. - Они теряют в цене. Так произошло, например, с сельдью. За минувшие полвека только три традиционных вида рыбы удержали прочные рыночные позиции: это треска, тунец и минтай.
По данным ВАРПЭ, с начала года сельди тихоокеанской в России добыли почти на 30 процентов больше, чем за такой же период прошлого. Вылов балтийской остался почти на прежнем уровне. То есть дефицита быть не должно. С чем тогда связано подорожание? Как установили в ФАС, между рыбаками и торговой сетью порой насчитывается до шести посредников, которые и влияют на конечную стоимость. Из-за их наценок по пути к покупателю сельдь дорожает в 2-3,5 раза. Эта проблема касается и других популярных видов - например, трески, пикши и горбуши, которые тоже давно обогнали в цене свинину. Выходом может стать создание условий для прозрачного ценообразования, работа над которым уже началась.
Свою долю в формирование стоимости вносит и логистика. В СЗФО входят "рыболовные" регионы, но 75 процентов всех ВБР добывается на Дальнем Востоке. Везти улов в европейскую часть страны очень затратно, однако помогают меры господдержки. На ярмарках Петербурга порой проще найти камчатскую чавычу, чем мурманскую печень трески, которая производится в том же федеральном округе.
Импортная рыба не снижает средние цены, поскольку сама не отличается дешевизной. До недавнего времени ценовую стабильность на мировом рынке, который влияет и на российский, удерживали свобода международных торговых потоков и рыбная фабрика в лице Китая, утверждает Герман Зверев.
- Но на смену глобализации приходит дробление экономического пространства и перенаправление торговли. А дешевый Китай становится дорогим. Все это серьезно меняет карту рынка. Например, на нем возникли совершенно новые сегменты - краб, каракатицы и кальмары, двустворчатые моллюски. Доля этих категорий уже больше, чем трески, скумбрии, минтая и сельди вместе взятых, - поделился информацией эксперт.
В случае если дикая рыба плохо ловится или ее просто мало, должна выручать продукция аквакультуры. Например, Ленинградская область не может похвастаться большими запасами даров моря - в основном это килька, салака и корюшка. Но в регионе выращивают товарную форель и производят красную икру, которую поставляют в магазины всего Северо-Запада. А недавно был представлен пресный сибас, который хорошо себя чувствует в Ладожском озере и в малосоленых водах Финского залива.
При этом сама аквакультура - тоже дело дорогое, и здесь на помощь рыбоводам опять же приходят инструменты государственной поддержки. В результате постепенно решаются главные проблемы отрасли - обеспечение рыбопосадочным материалом и кормами российского производства.
Но объемы потребления зависят еще от одного немаловажного фактора - популярности рыбы в народе. Многие покупатели по-прежнему жалуются, что ее трудно готовить, а ассортимент рыбной полки гораздо беднее, чем куриной. Но с последним в Росрыболовстве не согласны: номенклатура постоянно расширяется, появилась даже сыровяленая колбаса из рыбы. Однако еще есть куда расти.
- Программа инвестиционных квот позволила создать базу для развития линейки готовой рыбной продукции. И отрадно, что сам бизнес захотел заниматься ее продвижением, - заключили в Росрыболовстве.