Платформы давно перестали быть онлайн-витринами товаров. Платформенная экономика влияет на логистику, развитие бизнеса, поведение потребителей и экономику в целом. Регулирование платформ необходимо для защиты интересов не только покупателей, но и продавцов.
Важным шагом на этом пути станет ограничение недобросовестных практик покупателей. "Если в традиционном магазине происходит взаимодействие непосредственно между продавцом и покупателем, где понятные механизмы разрешения конфликтов, то для платформенных моделей сформировался правовой пробел", - отметил министр экономического развития России Максим Решетников на пленарной сессии Дня платформенной экономики в Национальном центре "Россия".
Речь идет о практиках, когда покупатели массово заказывают вещи на примерку в пункты выдачи и не выкупают их, пытаются вернуть уже ношеную одежду или злоупотребляют другими схемами.
Бывает и такое, что недобросовестный покупатель - по факту мошенник - забирает заказ в пункте выдачи, в примерочной подменяет его на другую вещь, может, даже бывшую в употреблении, и возвращает. Обнаружить подмену на месте удается далеко не всегда. В итоге производитель получает обратно совершенно чужой товар, что вызывает законные вопросы и претензии.
От таких действий страдают в первую очередь продавцы, так как товар замораживается в обороте, им приходится нести расходы на обратную доставку, проверку и переупаковку. Издержки продавцы компенсируют повышением цен, что отражается на других покупателях. ПВЗ принимают и выдают товар, тратят ресурсы на обработку возвратов, чрезмерное количество товаров ведет к тому, что пункт выдачи просто завален коробками и мешками. Ущерб наносится и продавцам, и самим платформам, и порядочным покупателям, считает генеральный директор ЦСР Павел Смелов.
При этом важной составляющей должно оставаться сохранение системного баланса интересов продавцов и покупателей. Любые нововведения не должны ухудшать положение потребителей. "Мы не должны прийти к ситуации, когда, пытаясь решить одну проблему, случайно создадим другую: клиенты просто перестанут делать покупки онлайн из-за опасений, что не смогут вернуть товар", - считает президент АКИТ Артем Соколов.
Необходимо скорректировать законодательство, чтобы продавцы могли лучше защищать свои товары не в ущерб интересам покупателей. Для таких ситуаций используются сейчас, например, бирки на одежде: если она сохранена, то возврат возможен. Вот такие практики было бы хорошо узаконить.
Интеграция с государственными информационными системами сможет помочь выявлять систематические нарушения. Интеграция с реестрами - важная часть регулирования платформенной экономики, которая поможет повысить качество товаров и защитить права потребителей, одновременно снизив нагрузку на добросовестных продавцов.
Уже сейчас маркетплейсы и классифайды интегрировались с рядом таких реестров. Это безопасный и результативный шаг для повышения прозрачности и эффективности контроля. Интеграция с ГИС решает сразу несколько задач: защищает потребителей от контрафактной продукции, обеспечивает соблюдение прав правообладателей, а также помогает пресекать контрабандный ввоз и продажу импортных товаров под видом отечественных. Это комплексный инструмент, который делает рынок более честным и прозрачным для всех участников, считает председатель Наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов.
Wildberries и Ozon участвуют в эксперименте с Росаккредитацией. Миллионы товаров уже прошли верификацию ведомства - ссылки на сертификаты или декларации о соответствии загружены в карточки товаров, что подтверждает их безопасность. Такие меры помогут защитить потребителей.