18.11.2025 20:13
Общество

Сын посла и выпускник МГИМО отправился добровольцем в зону спецоперации

Текст:  Лада Синюткина
Российская газета - Столичный выпуск: №262 (9801)
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) - элитный вуз. Так было в советское время, и сейчас этот статус не поменялся. Его выпускники вместе с дипломом и отличным образованием получают и большие возможности для профессиональной реализации. Но также в общественном сознании они - мажоры, "золотая молодежь", не знающая забот и реальной жизни. Отчасти это справедливо, но есть среди них и немало исключений.
/ Коллаж РГ/Из личного архива
Читать на сайте RG.RU

Артиллерист Кот

Первый собеседник - сын Чрезвычайного и Полномочного Посла - представился как гвардии старший лейтенант, артиллерист с позывным Кот.

Чем вы занимались до того, как отправиться на СВО?

Кот: После окончания МГИМО работал в пиар-агентствах, выводил российские компании на международные рынки. Был советником мэра одного из городов в ЦФО.

Почему вы решили поехать в Донбасс?

/ из личного архива

Кот: Рано утром 24 февраля меня разбудил звонком мой близкий товарищ со словами "война началась". Я тогда подумал, что разберусь, в чем там дело, когда окончательно проснусь. В итоге в конце декабря 2023 года мы с двумя моими знакомыми прибыли в район Волновахи добровольцами. Но до этого произошло многое. Первые две недели мы, как и большинство в то время, пытались понять, как действовать в новых реалиях.

Затем начали скидываться деньгами и возить гуманитарную помощь по всему фронту - от Геническа до Сватово. Именно эти поездки подтолкнули нас пойти на СВО. Когда видишь, что мужики со всей страны делают там тяжелую работу вместо тебя, невольно возникает какое-то чувство на грани горечи и стыда. В итоге я попросил командира одного из подразделений, которому мы помогали, сделать мне отношение (рекомендацию. - Прим. "РГ").

Как ваше окружение и семья отнеслись к этому решению?

Кот: О том, что я на фронте, знают только отец, дед и жена. Со второй половинкой получилась забавная ситуация: когда мы начинали встречаться в 2020 году, я зачем-то, шутя, поставил условие, что если вдруг начнется война, то я обязательно пойду на фронт, а она не будет устраивать истерик. И так вышло, что мы оба сдержали обещания. Отец переживал, не верил, что я потяну все тяготы и лишения. Но поддержал мое решение. А дед, офицер в отставке, тот и вовсе рвался со мной поехать.

Немец Спарта: Запад хочет сделать русских изгоями, помогая украинским нацистам

Каких качеств не хватает прежней элите и приобретаются ли они в горниле войны?

Кот: СВО помогла очищению страны, хотя еще и не полностью. Элите не хватает однородности с точки зрения любви к Родине. 90-е годы диктовали свои жесткие правила - выжить и заработать любой ценой. И частично подход перекинулся и на последующие поколения. Война позволяет сформировать новую элиту, с новыми внутренними уставами, принципами и, если хотите, понятиями, которые сегодня формируются в окопах и землянках. В последние годы у нас был кризис с национальной идеей. И, как следствие, с артикуляцией героя, примера для подражания. Может быть, единение народа перед лицом тягот войны позволит нам найти новые смыслы и идеалы.

Что же касается МГИМО, то вуз преображается, увольняют откровенных русофобов и либералов из числа преподавателей. Вместо них появляются молодые специалисты, которые искренне любят страну и стараются передать эту любовь студентам.

Чему бы вы хотели посвятить послевоенную жизнь?

Кот: Сейчас сложно сказать. Зависит от того, когда закончится конфликт, какая будет политическая и экономическая ситуация в стране и вокруг, в каком состоянии вернусь. Одно ясно - меньше внимания буду уделять работе и карьере, больше - семье и тому, что истинно важно. Главное - дожить до Победы.

Мексиканец Васкес

Второй собеседник не совсем обычный выпускник МГИМО - мексиканец Васкес Чапетла Хосе Кристофер.

Мексиканец Хосе Кристофер считает, что война идет за традиционные ценности и его место в строю ВС РФ. / из личного архива

Что побудило вас приехать изучать русский язык в МГИМО?

Кристофер: Сначала я должен сказать, что побудило меня приехать в Россию. Я считаю, что мы живем в очень важные времена глубоких глобальных изменений и сейчас закладываются основы для будущих поколений. Подобно тому, как в мире произошла технологическая революция, сейчас наступает время больших перемен не только в сфере технологий и геополитики, но и в духовной. Я верю, что в ближайшие десятилетия Россию ждет большое будущее. А МГИМО выбрал потому, что это одна из точек, где собирается интеллектуальная элита из разных сфер, и я хотел познакомиться с интересными людьми.

Чем вы занимались в Мексике до приезда в Россию?

Кристофер: Онлайн-торговлей. В основном финансовыми активами, такими, как акции, деривативы и криптовалюта.

Российский боец в одиночку два месяца держал позицию под Красноармейском

Почему решили пойти на СВО?

Кристофер: Я верю в Бога и судьбу. Считаю, что эта война идет не только на земле, она еще и духовная, где Россия борется за сохранение традиционных ценностей. Таких, как семья, Бог и Родина. И только Бог и судьба определят, выживу я или нет. Поэтому я здесь, с такими же русскими ребятами.

Как ваше окружение и семья отреагировали на это решение?

Кристофер: Это закрытая тема, я ее ни с кем не обсуждал.

Как вас воспринимают ваши сослуживцы?

Кристофер: Первые месяцы тренировок были сложными, так как я оказался единственным латиноамериканцем среди азиатов и африканцев. Сейчас считаю, мне выпала удача - русские ребята меня приняли, очень помогают и поддерживают.

Что общего у мексиканцев и русских?

Кристофер: Вера, семейные ценности и патриотизм.

Православный американец Франц: В войне на Донбассе на кону - судьба христианства

Какие у вас планы после войны?

Кристофер: Честно говоря, сейчас единственный план - не получить ранение или не погибнуть. А потом... Найти русскую девушку и путешествовать с ней по всей России и Латинской Америке.

Герман Венецкий

Мексиканец Хосе Кристофер считает, что война идет за традиционные ценности и его место в строю ВС РФ. / из личного архива

Следующим собеседником планировался Михаил Макаров. Он и его младший брат Иван в июне подписали контракт с Минобороны России и сейчас на фронте. Братья начинали с волонтерской помощи военнослужащим, много раз бывали в зоне СВО. Год назад там трагически погиб их отец, профессиональный военный, который всегда был для них образцом для подражания. И после этого братья твердо решили, что должны его заменить. Самостоятельно прошли необходимую подготовку и сразу после получения Михаилом диплома, а он обещал это отцу, уехали в Донбасс.

На мое предложение описать их историю Миша ответил, что важнее рассказать не о них, а о созданном ими фонде. Что я и делаю в беседе с соучредителем фонда Германом Венецким.

Как родилась идея создания фонда?

Венецкий: Летом 2024 года группа студентов МГИМО проходила практику в администрации главы ДНР. После этого мы начали собирать в институте средства, на которые приобрели первые автомобили и перевезли их в Донбасс. Позднее, когда увеличился масштаб деятельности, зарегистрировали Фонд поддержки пострадавших от военных действий "Свои рядом".

Какую реальную помощь вам удалось оказать?

Венецкий: Фондом передано 15 автомобилей и несколько тонн гуманитарной помощи военнослужащим в ДНР, ЛНР, а также в Херсонскую, Запорожскую и Курскую области. Автомобили были направлены в батальон "Сомали", 87 ОСП, "Буревестник", 67-ю бригаду морской пехоты, 10-й танковый батальон, подразделения ПВО. Также мы передали самоходную платформу, позволяющую забирать раненых с поля боя и подвозить боекомплекты.

Студентка МГИМО Лада Синюткина помогает раненым в госпиталях Донбасса

Всего гуманитарной помощи собрано более чем на 5 миллионов рублей - это в основном пожертвования сотен студентов и преподавателей вузов. После каждой поездки мы снимаем интервью с военнослужащими и документальные фильмы, которые выкладываем в соцсетях. Некоторые такие видео, кстати, собирают более 100 тысяч просмотров. В Telegram у нас канал "СВОи рядом".

Образование Происшествия МГИМО