Раньше продление санкций и блокировки резервов было необходимо подтверждать каждые полгода, и достаточно было одного возражения, чтобы инициатива сорвалась. Теперь, как сообщает издание, в договорной базе ЕС обнаружили лазейку, позволяющую считать "серьезные экономические потрясения" достаточными основаниями для бессрочной блокировки без требования единогласия. Сумма замороженных активов России, по оценкам, составляет порядка 210 миллиардов евро.
При этом устойчивый механизм безусловной и окончательной конфискации все еще отсутствует. Даже если будет попытка применить новые процедурные решения, в ЕС начнется длительный юридический процесс. Подобные меры неизбежно оспариваются в международных судах и требуют доказательной базы, а ее довольно трудно сформировать в обход традиционных норм международного права, объяснил доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора Президентской академии Даниил Гоненко.
В мировой финансовой системе суверенные резервы - это особая категория активов, которая защищена от политической конъюнктуры, а их неприкосновенность является основой доверия к резервным валютам и институтам, обеспечивающим международные расчеты, сказал он.
"История показывает, что даже в наиболее жестких политических конфликтах механизм полного изъятия работал плохо, - подчеркнул Гоненко. - Логика международных судебных практик остается прежней: замороженные активы - это юридический вопрос".
По его словам, попытки конфискации резервов создадут долгосрочные последствия для глобальной финансовой архитектуры. Действия, ставящие под сомнение неприкосновенность суверенных активов, покажут другим странам, что их капитал тоже может оказаться под риском.
Если ЕС все же удастся воспользоваться лазейкой, то, по мнению политолога Георгия Бовта, на курсе рубля это никак не скажется. Основные факторы, влияющие на валютный курс России и международный платежный баланс, не связаны с этими активами напрямую.
Что касается международных расчетов России, то попытка ЕС конфисковать активы подтверждает верность выбранного в 2022 году направления на переход в международных расчетах на национальные валюты, отметил доцент кафедры Стратегического и инновационного развития Факультета "Высшая школа управления" Финансового университета при Правительстве РФ.
Однако есть риск того, что другие государства, например, США и Великобритания, последуют примеру ЕС и тоже конфискуют российские активы, которые там находятся, добавил Бовт.
"В США может быть принят отдельный закон Конгресса, который облегчит проведение всей этой процедуры с юридической точки зрения. Аналогичным образом это возможно и в Великобритании, где не нужно искать консенсуса большого числа стран, как в Евросоюзе, - достаточно решения законодательного органа", - пояснил Бовт.
Администрация Белого дома может таким образом опробовать на России схему, которую в дальнейшем поставит на поток в отношении своих конкурентов, добавил приглашенный преподаватель Кафедры мировой экономики и международных отношений Института управления РАНХиГС Кирилл Казаков.