Лирическая комедия по пьесе Иржи Губача "Адъютантша Его императорского величества, или Корсиканка" стала бенефисом народного артиста Башкортостана Салавата Нурисламова, отметившего 50-летие.
Он предстал перед зрителем в образе Наполеона в самый безрадостный период жизни на острове Святой Елены. От былого величия некогда могучего императора не осталось и следа. Теперь он ссыльный. Сюртук рваный, сапоги жмут, на ужин нечего есть, так как мясо доставили испорченное, хлеб съели крысы, а новые продукты купить не на что - все ценное давно продано местному населению, которое уже ест на золоте. И тут на остров прибывает энергичная и неунывающая женщина - корсиканка Жозефина Понтиу (Елизавета Набиева), чтобы предъявить Наполеону счет за убитого в сражении мужа, за четверых голодных сыновей, названных Наполеонами, за вдовье горе и слезы. И только после череды смешных, грустных и нелепых ситуаций женщина признается, что отправилась за три тысячи миль от дома не ради наживы, а для поддержки опального императора, которым восхищается, чтобы хоть на старости лет он почувствовал себя счастливым.
Видя, что Наполеон погряз в прошлом, она призывает его не хныкать по поводу того, что было, а радоваться тому, что есть. Ее философия проста: "В сущности, все равно чему радоваться: императорскому величию или чудесному дню. Радость всегда одна. Она или есть, или нет". Вопреки запрету, Жозефина устраивает вечеринку в честь 15-летия со дня коронации Наполеона, зовет музыкантов, чтобы все слышали, что император не пал духом. А ему самому велит петь, чтобы не печалиться.
В спектакле есть еще несколько персонажей, но основной диалог происходит между Наполеоном и Жозефиной. Публика с интересом следит за развитием их отношений, особенно со стороны Наполеона, который поначалу принимает незваную гостью в штыки. Она его страшно раздражает, но все меняется, когда Бонапарт узнает, что Жозефина корсиканка, более того, из того же городка, что и он сам. Общие воспоминания сближают их, и вот уже он назначает ее генералом. Правда, под командованием новоиспеченного генерала лишь козы, но мало-мальски она налаживает быт и, что важнее, настраивает бывшего властителя половины мира на то, что с потерей величия, славы и власти жизнь не заканчивается, а личность не перестает ею быть. Жозефина возвращает императору чувство собственного достоинства. Он снова может любить. И в этом смысле спектакль приближается к притче, а выставленный в качестве огородного пугала консульский мундир Наполеона символизирует идею, что атрибуты власти ничего не значат вне контекста.
Спектакль назван "Все могло бы быть иначе…", чтобы обозначить мысль о невозможности изменить обстоятельства. Кроме того, режиссер-постановщик - худрук театра, заслуженный деятель искусств РБ Мусалим Кульбаев сократил двухактную пьесу до одного действия, внеся в него собственное видение времени и места, что нашло блестящее воплощение в сценографии (художник - заслуженный деятель искусств РБ Юлия Гилязева). О том, что сцена - это остров, говорит и шум морских волн, и качающиеся на ветру сети, и сломанные лодки, одна из которых служит складом бутылок и кроватью одновременно. О былой славе напоминает трибуна в виде огромной треуголки. Обстановку последнего приюта императора составляют сколоченный из досок стол, бочка, ведро и… современное офисное кресло, а также радиола. Последние два предмета призваны подчеркнуть вневременность происходящего.
Что касается музыкального оформления (Ульяна Чарыева), то оно является украшением спектакля вкупе со сценографией и светом, создающим ту самую атмосферу, в которой происходящее на сцене воспринимается как реальное.
Как отметил Мусалим Кульбаев, пьеса позволяет взглянуть на жизнь и судьбу человека и политика планетарного масштаба с неожиданной стороны.
"Император Наполеон предстает перед зрителями обыкновенным, уставшим, разочарованным во многом человеком, безрадостно коротающим свои дни… И только неожиданная встреча с женщиной на острове Святой Елены переворачивает его размеренный тюремный распорядок с ног на голову, возвращает ему веру в себя, чувство собственного достоинства и даже, не побоимся этого слова, смысл жизни… Иржи Губач предпринимает интереснейшее исследование о том, есть ли жизнь после славы и чем безусловные истинные человеческие ценности отличаются от иллюзорных и проходящих", - отметил он.