18.12.2025 18:51
Культура

Башкирский театр оперы и балета показал "Севильского цирюльника"

«Севильский цирюльник» в Уфе вызвал споры
Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №289 (9828)
Башкирский театр оперы и балета показал первую премьеру оперного сезона - один из главных хитов классической музыки "Севильский цирюльник" Джоаккино Россини в постановке члена Академии Российского телевидения, четырехкратного обладателя российской национальной премии ТЭФИ Сергея Широкова. Именно его режиссерское решение принесло спектаклю славу возмутителя спокойствия, дерзнувшего посягнуть на устои академизма.
Получился умный спектакль, где исторические наряды с париками соседствуют с юмором из дня сегодняшнего. / Пресс-служба Башоперы
Читать на сайте RG.RU

Каких только версий этого абсолютного шедевра Пезарского лебедя не видали мировые оперные подмостки почти за 210 лет его театрального бытования с момента премьеры 16 февраля 1816 года на сцене римского Teatro Argentina. Герои "Севильского цирюльника" оказывались и в викторианской эпохе, и отправлялись на Дикий Запад, и кутили в наркоманских притонах Нью-Йорка, и устраивали мафиозные разборки в различных городах планеты, и просто получали удовольствие от жизни под небом Парижа и солнцем Сицилии…

Трансформаций было и еще точно будет всякое множество. Если не только читать строки либретто по комедии Бомарше, которое, надо признать, композитор выбрал по принуждению, ибо оно уже было одобрено цензурой, а он торопился завершить работу к оговоренному сроку и в итоге написал свою самую знаменитую оперу за рекордные 13 дней, но и расслышать феноменальную музыку, очевидно, что это отнюдь не пуританская история. А дерзкий и современный (для своего времени) рассказ, конечно, о любви двух молодых людей. Но не только о ней. Еще об умении шутить и о жизнелюбии, ибо автор этой оперы, как никто, ценил и любил жизнь.

В Башопере объяснили, зачем в "Севильском цирюльнике" песня Инстасамки

Этот дуализм, в основе которого гедонистическая философия, очень точно уловил режиссер Сергей Широков в тандеме со сценографом и художником Иваном Складчиковым. У них получился красивый, умный, тонкий спектакль, где роскошные исторические наряды в стиле Испании XVIII века с фантасмагорическими париками и максимально сложным гримом персонажей соседствуют с легким юмором из дня сегодняшнего, без коего не может быть настоящей лирической комедии. Здесь неожиданно, но вполне изящно возникает крошечный эпизод-модуляция с оттенком провокации, что сработала на миллион процентов не только в спектакле, но и за его пределами.

Саркастическую фантазию длиной в полторы минуты на премьере зал встретил смехом и аплодисментами

Речь об эпизоде, когда между гармониями Россини, как радиопомеха в эфире или прорыв подсознания в реальность, прозвучала реплика из суперхита отечественного шоу-бизнеса "За деньги - да" авторства Дарьи Еропкиной, известной под вызывающим псевдонимом Instasamka… При этом в целом опера идет привычным чередом. Приглашенный дирижер Юрий Медяник ведет спектакль в классическом стиле, но используя все же порой слишком сдержанные оркестровые приемы, не всегда уделяя должное внимание как фирменным динамическим оттенкам Россини, полным, с одной стороны, романтического настроения, а с другой, остроумия, так и к вокальным потребностям солистов.

Но постановка сверкает всеми гранями ситуативной комедии, дуэтами и отточенным взаимодействием персонажей между собой на сцене и с публикой в зале. Между певцами на протяжении всего спектакля ощущается впечатляющая "химия". И все происходящее удачно соотносится с инфантильным образом Розины (Гульнара Валеева), этакой Барби с розовыми ресницами-опахалами, мечтающей не столько о любви, сколько о богатстве, дарящем свободу. Или опекуном Розины доктором Бартоло (Рим Рахимов) - человеком редкой скупости. Молодой граф Альмавива (Ильдар Рахимов), влюбленный в Розину, - пастозный бонвиван. Цирюльник Фигаро (Ян Лейше), давний друг графа, - краснобай, весельчак и хитрован. Есть еще и Дон Базилио (Аскар Абдразаков) - учитель музыки, который обучает воспитанницу Бартоло Розину пению. Его Россини характеризует не просто ханжой и лицемером, а считает "идеологом подлости", награждая знаменитой арией о клевете La calunnia. И тут вполне логично и мотивированно Розина в начале оперы поет свою шлягерную каватину Una voce poco fa о зарождающемся любовном чувстве, а ближе к финалу, уже после уроков "музыки", - ту самую шутку о том, что "За деньги - да"…

Саркастическую фантазию длиной в полторы минуты на премьере зал встретил смехом и аплодисментами. Вообще, это вполне классическая традиция: в постановке комической оперы появление чего-то актуального и остроумного, понятного для локальной аудитории. Но вдруг после представления, уже за пределами театра, развернулась дискуссия о том, "что такое хорошо и что такое плохо"… И премьера в одночасье стала самой знаменитой и интригующей оперной постановкой года.

В Москве появится спектакль-посвящение Стиву Джобсу
Музыкальный театр Уфа