Новогодних акций и квартир со скидками сейчас меньше, чем в прошлом году, сообщил руководитель Аналитического центра "Циан" Алексей Попов. 2024 год завершался при ставке 21% и с неопределенностью по ее дальнейшим изменениям, периодически приостанавливалось финансирование "Семейной ипотеки". В этом году, поясняет Попов, ключевая ставка ниже, и на рынок пошел отложенный спрос (покупают те, кто ждал снижения цен, ждал процентов с депозитов, разворота ставки). При этом возможностей по предоставлению скидок у девелоперов стало меньше, так как нужно повышать наполнение счетов эскроу, после чего для них снижаются ставки по кредитам на строительство. Сейчас наполнение эскроу по рынку в целом - на минимуме от нормативного, говорит эксперт.
Снижение ключевой ставки и грядущее изменение условий семейной ипотеки с февраля 2026 года повышает спрос накануне нового года и без праздничных акций, говорит исполнительный директор финансового маркетплейса "Выберу.ру" Ярослав Баджурак.
Традиционно в декабре идет всплеск покупательской активности: для многих важно закрыть квартирный вопрос до Нового года, говорит директор компании "Жилфонд" Александр Чернокульский. В этом году дополнительным стимулом стали грядущие корректировки льготных ипотечных программ (с февраля можно получить только одну льготную ипотеку на семью), обсуждение возможного повышения ставки по "Семейной ипотеке". Это подталкивает покупателей к принятию решения в ближайшее время, все, кто подходит под условия, спешат оформить ипотеку на прежних основаниях, говорит Чернокульский. Некоторые банки даже объявили о работе на январских каникулах, чтобы успеть завершить декабрьские сделки. "По нашим ожиданиям спрос в декабре может превысить ноябрьские показатели на 10-15%. В такой ситуации рассчитывать на дополнительные скидки от застройщиков не стоит", - отмечает эксперт.
О специальных предложениях заявило с начала декабря около 30% компаний, говорит руководитель Tymy.Realty Александр Перевозников. Остальные воздерживаются по разным причинам: одни уже работают с минимальной маржинальностью и не могут позволить себе давать дополнительный дисконт, другие отрабатывают повышенный спрос из-за предстоящих изменений по льготным ипотечным программам и не видят смысла стимулировать продажи дополнительно. "Пока покупательская активность остается высокой, девелоперы сосредоточены на сохранении доходности, поэтому ожидать существенных скидок в ближайшие пару месяцев, думаю, не стоит, за исключением каких-то индивидуальных случаев", - говорит Перевозников.
Средний дисконт, судя по рекламным объявлениям, составляет 10-15%, но в большинстве случаев он применяется к отдельным лотам - это первые и последние этажи, неликвидные планировки. На стандартные квартиры скидки, как и год назад, составляют в среднем порядка 3-4%, отмечает Перевозников.
На первичном рынке "старой" Москвы (без учета элитного сегмента, где не принято устанавливать открытые дисконты) средний размер скидок сегодня составляет 6% против 5% годом ранее, говорит управляющий директор компании "Метриум" Руслан Сырцов. При этом максимальный средний размер дисконта по проектам сократился с 45% до 35%. Также немного сократилось число комплексов со средним размером скидок от 20% - с 27 до 23. Максимальный средний размер дисконта в массовых новостройках - 10%. "Следует учитывать, что скидки внедряются после существенной коррекции цен вверх на фоне исчерпания предложения квартир комфорт-класса. Тем не менее, реальная экономия все равно есть", - говорит Сырцов.
По данным Ярослава Баджурака, сейчас новогодние акции можно найти на сайтах практически всех крупнейших игроков. Зачастую предлагаются просто скидки. Их диапазон составляет 6-40%, но чаще всего встречаются дисконты 10-15%. В основном застройщики предлагают скидки на определенные лоты и нередко на условиях стопроцентной оплаты без привлечения ипотечного кредита. Также в этом году встречаются необычные форматы акций - например, адвент-календарь со специальными предложениями или начисление баллов в какой-либо универсальной программе. Праздничные предложения охватывают в основном массовый сегмент жилья, а бизнес-класс почти не затрагивают.
В прошлом году дисконты выше 20% практически не встречались, при этом чаще застройщики дарили новогодним покупателям отделку, кладовые и машино-места. Кроме того, компании предлагали клиентам беспроцентные рассрочки и сниженные ставки. В этом году они сосредоточились на скидках, а не на сложных схемах кредитования и таких щедрых подарках как машино-место, например, говорит Баджурак. При этом сейчас скидки являются скорее данью традиции и маркетинговым ходом, чтобы выделиться на фоне конкурентов.
Помимо стандартных скидок, отмечает Сырцов, некоторые застройщики совместно с банками-партнерами предлагают снижение ипотечной ставки до ввода дома в эксплуатацию. Есть компании, которые предлагают покупателям квартир подарочные машино-места и келлеры.
Размер дисконта от застройщика обычно определяется характеристиками конкретного объекта: ликвидностью, этапом строительства, условиями оплаты, говорит Чернокульский. В среднем размер предновогодних скидок остается сопоставим с предыдущими годами и составляет около 5%. Максимальный дисконт в рамках праздничных акций достигает 7-8%, что тоже не выходит за рамки прошлогодних предложений. Более существенные скидки есть точечно, обычно скидки выше - это дисконт на отдельные низколиквидные объекты, на квартиры с особенностями планировки и расположения, которые в обычное время пользуются низким спросом.