22.12.2025 12:41
Авто

Россиянам грозит дефицит доступных авто из Китая из-за ужесточения экспорта

Текст:  Евгений Костин
В Китае с 1 января 2026 года вступят в силу новые правила экспорта подержанных автомобилей, направленные на ограничение практики так называемых "нулевых" машин - фактически новых автомобилей, но реализуемых под видом подержанных.
/ Александр Демьянчук/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Расширение этой практики создало ряд системных проблем. Внутри страны массовый вывод новых автомобилей на вторичный рынок по сниженным ценам подрывает традиционную ценовую модель дилеров. За рубежом же покупатели сталкиваются с отсутствием официального послепродажного обслуживания, проблемами с программным обеспечением и батареями, что, по мнению аналитиков, негативно отражается на репутации китайских автопроизводителей в целом.

В ответ на это четыре государственных ведомства КНР во главе с Министерством коммерции утвердили новые требования к экспорту подержанных автомобилей. Согласно правилам, с 1 января 2026 года любой автомобиль, экспортируемый в течение 180 дней с момента первичной регистрации, должен сопровождаться официальным подтверждением послепродажного обслуживания от производителя. В документе должны быть указаны страна назначения и данные автомобиля, а также проставлена печать автоконцерна.

Речь идет об автомобилях с нулевым или минимальным пробегом, которые могут быть зарегистрированы формально либо вовсе не иметь регистрации, но продавались как подержанные. Чаще всего такие машины сохраняют заводское состояние - с защитной пленкой и салоном в целлофане. Механизм активно использовался производителями и дилерами для ускоренного вывода складских запасов на фоне избыточных производственных мощностей.

Грозят рекордом: продажи подержанных авто из КНР в РФ выросли в полтора раза

По оценкам отрасли, в 2024 году объем сделок с "нулевыми" подержанными автомобилями на внутреннем рынке Китая мог достигать 1 млн единиц - около 5% всего вторичного рынка страны.

Еще более значимым стал экспортный канал: если в 2021 году Китай экспортировал лишь 15 тыс. подержанных машин, то в 2024-м - уже 436 тыс., а по итогам 2025 года показатель может превысить 500 тыс. автомобилей. При этом, по оценкам экспертов, от 70% до 80% экспортируемых машин относятся именно к категории "нулевых".

Новые нормы не запрещают экспорт подержанных автомобилей, однако существенно повышают порог ответственности, напрямую связывая возможность вывоза "молодых" машин с участием и гарантиями со стороны производителя. Регламент будет действовать на всей территории Китая.

Продажи Solaris идут вверх: с чем связан такой успех на падающем рынке
Легковые авто