23.12.2025 09:00
Общество

Эксперты обсудили варианты спасения Аральского моря

Текст:  Ксения Войтас (студентка МГИМО, Москва) Александр Емельяненков ("Российская газета")
Открыто и на разных уровнях об этой проблеме заговорили после распада СССР, когда по Аралу прошла граница между Казахстаном и Узбекистаном. Большинство экспертов уже тогда сошлись во мнении, что деградация главного водоема Центральной Азии началась в шестидесятые годы XX века по той причине, что большая часть воды из рек Амударья и Сырдарья, питавших озеро, была потрачена на полив пустынных земель для выращивания риса и хлопка.
Читать на сайте RG.RU

26 марта 1993 года страны Центральной Азии создали Международный фонд спасения Арала. Его основная функция - финансирование проектов и мобилизация средств. А слабое место - отсутствие системы принуждения: фонд не может обязать страны соблюдать водное распределение или менять национальные программы орошения. Решения МФСА носят лишь рекомендательный характер и не обладают юридической силой.

Да и бюджет, мягко говоря, оставляет желать большего, так как формируется не в соответствии с реальными нуждами, а исходя из взносов стран-участниц (которые твердо не зафиксированы) или с помощью донорских средств (Всемирный банк или Азиатский банк развития).

/ из материалов МФСА

За несколько десятилетий своей деятельности МФСА выработал четыре программы по спасению Аральского моря. Как правило, все они - с горизонтом всего от 3 до 5 лет и хронической нехваткой средств. На сайте второй по счету программы указано, что вложения доноров составили лишь один процент от всех привлеченных и потраченных средств. Бросается в глаза несоответствие между глобальным масштабом кризиса и скромностью мер, предлагаемых для его смягчения, не говоря уже о преодолении.

В основном программы ориентированы на мониторинг ситуации и исследования, а не на прямое и справедливое (что всегда относительно) перераспределение потоков Амударьи и Сырдарьи. Проблема в том, что такие меры неизбежно затронули бы национальные интересы Узбекистана (ирригация и хлопок) и Киргизии (гидроэнергетика), поэтому у МФСА просто "связаны руки".

/ из материалов МФСА

Вот и получается: международные, наднациональные организации в таких делах важны и нужны, но лишь до определенной степени. А реально помочь Аралу могут лишь страны, на чьей территории он находится. Теперь, как уже сказано, это Казахстан и Узбекистан.

В свое время Казахстан унаследовал от СССР северную часть озера или Малый Арал. Это имело особое значение, особенно после того, как озеро высохло настолько, что фактически разделилось на две части. С 2001 года Астана разрабатывает проекты регулирования русла Сырдарьи и сохранения Северного Аральского моря. В рамках этого проекта в 2005 году была возведена Кокаральская плотина, длина которой составляет 13 километров.

Идея заключалась в том, чтобы отделить Малый Арал от Большого (на территории Узбекистана), тем самым препятствуя оттоку воды, которую в северную часть озера приносила и все еще приносит Сырдарья. В определенном смысле такая мера сработала: зеркало воды поднялось с 38 до 42 метров над уровнем моря. В результате удалось частично восстановить рыбный промысел - около 20 видов рыбы уже вернулись, а прибрежные поселки постепенно оживают…

/ Скриншот/ Яндекс

Подробно о том, что показал организованный филиалом "РГ-Кыргызстан" совместно с отделом образования и науки "Российской газеты" международный Совет экспертов по ситуации в регионе Арала, читайте в ближайших номерах "РГ" и на сайте RG.RU.

Депутат Кобылкин: Без заключения РАН рубки на Байкале производиться не будут
Наука