В спектакле заняты не только актеры труппы, но и звезды мюзиклов двух столиц: Иван Ожогин, Кирилл Гордеев, актриса театра и кино Евдокия Малевская. Поклонники Анны Вартаньян, Ивана Васильева, Егора Бакулина, Александра Большакова, Евгения Иванова, Кристины Кузьминой с нетерпением ждали декабрьских показов и читали в соцсетях подготовленные театром небольшие интервью с любимыми артистами. Они рассказывали, что было вызовом при подготовке спектакля (ведь драматический театр замахнулся на новый для труппы жанр - мюзикл, на постановку приглашен сам Франдетти!), почему стоит смотреть спектакль, какие "пасхалки" в нем есть…
Из истории. Знаменитая "Опера нищих" Джона Гея написана в 1728 году. Она была основана на реальных похождениях лондонских криминальных авторитетов - Джека Шеппарда и Джонатана Уайльда. Идея этой "ньюгейтской пасторали" о жизни проституток и воров родилась из письма Джонатана Свифта Александру Поупу еще в 1716 году, а Гей блестяще ее воплотил, создав одновременно острую сатиру на политическую систему Англии того времени.
Музыкальную часть балладной оперы составляют композиции Курта Вайля (1900-1950 годы), это американский композитор немецкого происхождения, работавший с 1920-х годов в своей родной стране, а в конце жизни - в Соединенных Штатах. Был ведущим композитором сцены, наиболее известен своим плодотворным сотрудничеством с Бертольдом Брехтом. По "Опере нищих" в 1928 году была написана пьеса Брехта "Трехгрошовая опера".
"Трехгрошовая история" - авторская версия Алексея Франдетти в переводе актрисы мюзиклов (не занятой в этой постановке) Юлии Дякиной. В приглашении на спектакль читаю: "Если вы имеете вкус к острому сюжету, циничным шуткам, бессмертной музыке Курта Вайля и склонны к сопереживанию английским аморальным личностям, то ждем вас". А также: "Будьте готовы к тому, что ваши представления о морали после просмотра могут измениться. Награда - незабываемые впечатления".
Художественный руководитель - директор Театра Комиссаржевской Виктор Минков на пресс-конференции в Санкт-Петербургском пресс-центре ТАСС отметил, что "все, что связано с именем Алексея Франдетти, - это всегда масштабно, ярко, громко. И затратно - Алексей Борисович не умеет делать дешевые спектакли".
Напомним, Франдетти поставил в Театре на Садовой (прежнее название "Приют комедианта"), когда руководителем там был Минков, два мюзикла: "Дорогой мистер Смит" и "Айсвилль".
- "Трехгрошовая история" - глобальный проект и, конечно, большое событие для нашего театра, - продолжил Минков. - Спектакль музыкальный, с ярким светом, костюмами, декорациями, с отличным звуком. Собрана потрясающая постановочная команда. Заняты артисты труппы (ведущие) и много молодежи, есть приглашенные артисты… Большая, скрупулезная работа. Мюзикл - это самый сложный жанр на театре. Произведение Джона Гея - глубокое, серьезное, в нем обличаются пороки викторианской Англии. Но нам очень хотелось, учитывая и жанр, и то, что у нас живой оркестр, сделать фейерверк, карнавал, праздник для зрителя. Для нас принципиально важно и то, что наша прекрасная труппа становится мультижанровой. Ожидаем на премьеру петербуржцев, а также "Сапсаны" зрителей, которые будут прибывать из столицы.
Отметим отличную работу художников. Фантастические декорации Анастасии Пугашкиной (соратник Франдетти по многим его работам), костюмы от Екатерины Будковской, непростой грим, им занимается Татьяна Величкина, каждый образ занимает немало времени.
Музыкальный руководитель - Александр Ануфриев. На протяжении нескольких месяцев с артистами занимались педагог по вокалу Елена Буланова, балетмейстер Светлана Хоружина… К слову, над спектаклем трудились и такие большие профессионалы, как художник по свету МХТ имени Чехова Иван Виноградов, звукорежиссер, много лет работавший в Ленкоме, Гурген Шаумян.
Артисты Театра Комиссаржевской не только занимались вокалом, но и осваивали игру на каком-то инструменте - гитаре, аккордеоне, саксофоне, волынке…
Лауреат премии "Золотой софит" Кирилл Гордеев признался, что приглашенные мастера жанра мюзикла и драматические артисты труппы в ходе репетиций многому научились друг у друга. "Это крепкая история, в которой интересно существовать, задавать вопросы персонажам и себе, - добавил Гордеев. - И мне в этой работе интересно с прекрасными драматическими артистами. Мы учимся друг у друга - и это прекрасно. Для актера важно все время развиваться".
- Это большой вызов для драматического артиста, прежде не работавшего в жанре мюзикла (прежде всего это огромные скорости). Иван, Кирилл и Дуся в нем как рыба в воде, я многому учусь у них, и, конечно, хочется соответствовать. И да, это новый уровень для нашего театра, - отметила заслуженная артистка Санкт-Петербурга Анна Вартаньян. И подчеркнула, что благодарна режиссеру за хорошую возможность учиться новому.
- Я буду краток: работаю я быстро и хорошо, спектакль будет успешным, - с улыбкой произнес Алексей Франдетти. Но его попросили все-таки рассказать о зарождении идеи постановки, о первоисточнике… Оказывается, было приглашение от Виктора Минкова, он озвучил свой замысел, предложил название и заразил всех своими идеями.
- У нас собралась замечательная команда артистов, - сказал режиссер. - И за музыкальные инструменты они взялись как в том анекдоте: мыши кололись, плакали, но продолжали есть кактус. Вот этот "кактус" мы и едим исключительно для того, чтобы доставить зрителям радость встречи с новым спектаклем.
Заметим, что эту постановку Франдетти считает скорее музыкальным спектаклем, чем мюзиклом, поскольку в ней много драматических сцен.
Известно, что с Ожогиным и Гордеевым Франдетти уже работал ранее - они заняты в его мюзиклах, а здесь даже получили по две роли одновременно (Мэкки и Брауна). А с труппой Комиссаржевки режиссер встретился впервые.
Следующие показы - 24 и 25 января. Уже в продаже билеты на январь и февраль. Играть будут по четыре спектакля в месяц, блоками.
В спектакле три состава актеров на роль Мэкки-ножа - Макхита (Иван Ожогин, Кирилл Гордеев, Иван Васильев) и два состава на Брауна (Евгений Иванов, Кирилл Гордеев). Полли играют Евдокия Малевская, София Большакова. Анна Вартаньян и Елизавета Нилова - исполнительницы роли Мамаши Пичем. В роли Папаши Пичем - Александр Большаков, Егор Бакулин.