В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах.
2. Установить, что:
а) средства федерального бюджета могут размещаться на банковских депозитах в кредитных организациях в случае их соответствия требованиям, установленным Правилами, утвержденными настоящим постановлением;
б) размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах осуществляется Федеральным казначейством в рамках управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в пределах остатков средств на едином счете федерального бюджета.
3. Федеральному казначейству в 3-месячный срок разработать и утвердить порядок работы по размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах.
4. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации:
а) направлять в Федеральное казначейство предложения о периоде проведения отбора заявок, об объеме средств федерального бюджета, размещенных на банковских депозитах, о сроке размещения и процентной ставке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах;
б) предоставлять Федеральному казначейству информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "д" и "е" пункта 2 Правил, утвержденных настоящим постановлением.
5. Федеральному казначейству представлять:
а) в Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации информацию о результатах размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах и фактах неисполнения обязательств со стороны кредитных организаций;
б) ежеквартально в Министерство финансов Российской Федерации отчет о размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах для включения его в бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета, представляемую в Правительство Российской Федерации.
6. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2008 г. N 227 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 14, ст. 1419).
7. Реализация полномочий Федерального казначейства, вытекающих из настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному казначейству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июня 2012 г., за исключением пункта 3, вступающего в силу со дня подписания настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин
1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия размещения Федеральным казначейством средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковских депозитах (далее - кредитные организации).
2. Кредитные организации должны соответствовать следующим требованиям:
а) наличие у кредитной организации генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
б) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 млрд. рублей по имеющейся в Центральном банке Российской Федерации отчетности на день проверки соответствия кредитной организации требованиям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "е" настоящего пункта;
в) наличие у кредитной организации международного рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "ВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor s) либо не ниже уровня "Ва3" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody s Investors Service);
г) отсутствие у кредитной организации просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным в ней за счет средств федерального бюджета;
д) участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации";
е) отсутствие действующей в отношении кредитной организации меры воздействия, примененной Центральным банком Российской Федерации за нарушение обязательных нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
3. Средства федерального бюджета могут размещаться на банковских депозитах в кредитных организациях, заключивших с Федеральным казначейством генеральное соглашение между кредитными организациями и Федеральным казначейством о размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах (далее - генеральное соглашение).
4. Генеральное соглашение заключается в порядке и по форме, которые установлены Федеральным казначейством.
5. Кредитная организация, намеренная привлекать средства федерального бюджета на банковские депозиты, подготавливает и направляет в Федеральное казначейство письменное обращение о намерении заключить генеральное соглашение (далее - обращение) в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.
6. Федеральное казначейство:
а) принимает обращение и проверяет его соответствие положениям, предусмотренным генеральным соглашением;
б) проверяет соответствие кредитной организации требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил.
7. В случае соответствия обращения положениям, предусмотренным генеральным соглашением, и соответствия кредитной организации требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил, Федеральное казначейство заключает с кредитной организацией генеральное соглашение не позднее 15 рабочих дней со дня получения обращения.
8. В случае несоответствия обращения положениям, предусмотренным генеральным соглашением, и (или) несоответствия кредитной организации требованиям, указанным в пункте 2 настоящих Правил, Федеральное казначейство информирует не позднее 15 рабочих дней со дня получения обращения кредитную организацию об отказе в рассмотрении обращения или отказе в заключении генерального соглашения.
В случае принятия решения Федеральным казначейством об отказе в заключении генерального соглашения повторное обращение кредитной организации может быть рассмотрено Федеральным казначейством не ранее 2 месяцев со дня принятия соответствующего решения и только после устранения кредитной организацией несоответствия требованиям, предусмотренным настоящими Правилами, послужившего причиной отказа в заключении генерального соглашения.
9. Генеральное соглашение подлежит расторжению Федеральным казначейством в случае 2-кратного несвоевременного исполнения кредитной организацией обязательств по возврату средств федерального бюджета по заключенным с Федеральным казначейством договорам банковского депозита. В этом случае новое генеральное соглашение может быть заключено Федеральным казначейством не ранее 6 месяцев со дня расторжения генерального соглашения.
10. Срок действия генерального соглашения составляет один год. По истечении срока действия генерального соглашения при добросовестном выполнении кредитной организацией всех его условий срок действия генерального соглашения продлевается на тех же условиях на тот же срок.
Генеральное соглашение не подлежит продлению в случае, если кредитная организация в течение года со дня вступления в силу генерального соглашения не заключила с Федеральным казначейством ни одного договора банковского депозита. В этом случае новое генеральное соглашение может быть заключено Федеральным казначейством не ранее 6 месяцев со дня прекращения действия генерального соглашения.
11. Размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях осуществляется Федеральным казначейством путем проведения отбора заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита (далее -заявка) и заключения договоров банковского депозита с кредитными организациями, соответствующими требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил, и заключившими генеральные соглашения.
Проведение отбора заявок и заключение договоров банковского депозита осуществляются с использованием информационных программно-технических средств организатора торгов на рынке ценных бумаг (биржи), привлекаемого Федеральным казначейством в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.
12. С целью проведения отбора заявок Федеральное казначейство на основании данных кассового планирования исполнения федерального бюджета, данных о состоянии единого счета федерального бюджета и конъюнктуре финансовых рынков и в соответствии с предложениями Центрального банка Российской Федерации:
а) определяет дату проведения и расписание отбора заявок;
б) определяет для предстоящего отбора заявок максимальный размер средств федерального бюджета, размещаемых на банковских депозитах, срок размещения и минимальную процентную ставку размещения, минимальный размер размещаемых средств для одной заявки кредитной организации, максимальное количество заявок от одной кредитной организации, форму отбора заявок (открытая или закрытая) и условия заключения договора банковского депозита (срочный или особый);
в) размещает не позднее рабочего дня, предшествующего дню проведения отбора заявок, на сайте Федерального казначейства в сети Интернет информацию о проведении отбора заявок, указанную в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, и доводит ее до сведения кредитных организаций, заключивших генеральные соглашения.
13. Федеральное казначейство не позднее рабочего дня, предшествующего дню проведения отбора заявок, проверяет соответствие кредитных организаций, заключивших генеральные соглашения, требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил. В случае выявления несоответствия кредитной организации, заключившей генеральное соглашение, указанным требованиям кредитная организация не допускается к участию в отборе заявок.
14. Федеральное казначейство не позднее рабочего дня, предшествующего дню проведения отбора заявок, рассчитывает для каждой кредитной организации, с которой заключено генеральное соглашение, в порядке, определяемом Федеральным казначейством, в зависимости от размера собственных средств (капитала) и уровня международного рейтинга долгосрочной кредитоспособности кредитной организации лимит размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, включающий:
а) максимально допустимый совокупный размер средств, в пределах которого средства федерального бюджета могут размещаться на банковских депозитах в кредитной организации (далее - лимит на средства);
б) лимит, в пределах которого кредитная организация вправе подавать заявки в ходе проведения отбора заявок (далее - лимит на заявки).
15. Федеральное казначейство не позднее рабочего дня, предшествующего дню проведения отбора заявок, доводит сведения о лимите на средства до кредитной организации, с которой заключено генеральное соглашение.
16. В случае проведения в один день нескольких отборов заявок лимит на средства рассчитывается и доводится Федеральным казначейством до сведения кредитной организации:
а) для 1-го отбора заявок - в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 14 и 15 настоящих Правил;
б) для последующего отбора заявок - после окончания предыдущего отбора заявок.
17. Проведение отбора заявок и заключение договоров банковского депозита осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и в порядке, определяемом Федеральным казначейством.
18. Отбор заявок по решению Федерального казначейства может проводиться в открытой или закрытой форме.
Отбор заявок в закрытой форме проводится в 1 этап. При проведении отбора заявок в закрытой форме кредитным организациям доступна информация только о собственных поданных заявках.
Отбор заявок в открытой форме проводится в 2 этапа - в предварительном режиме и режиме конкуренции. При проведении отбора заявок в открытой форме кредитным организациям доступна информация о всех заявках, направленных кредитными организациями в процессе проведения отбора заявок, без указания наименования кредитных организаций.
19. Кредитные организации в день проведения отбора заявок в соответствии с расписанием отбора заявок направляют Федеральному казначейству заявки по форме и в порядке, которые определяются Федеральным казначейством.
20. Размер денежных средств, указанный в заявке, не может быть меньше минимального размера размещаемых средств для одной заявки, определяемого в соответствии с подпунктом "б" пункта 12 настоящих Правил.
21. Совокупный размер денежных средств, указанный в заявках одной кредитной организации, не должен превышать значения лимита на заявки.
22. Процентная ставка, указываемая кредитной организацией в заявке, не может быть ниже минимальной процентной ставки размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, установленной для проводимого отбора заявок.
23. При проведении отбора заявок в закрытой форме заявки одной кредитной организации принимаются в порядке очередности поступления до момента исчерпания лимита на заявки или до окончания времени приема заявок в количестве, не превышающем максимальное количество заявок от одной кредитной организации, установленное для проводимого отбора заявок.
Кредитная организация вправе отозвать заявку до времени окончания приема заявок в закрытой форме.
24. При проведении отбора заявок в открытой форме действует следующий порядок направления и приема заявок:
а) в предварительном режиме заявки принимаются в порядке очередности поступления до момента исчерпания кредитной организацией лимита на заявки или до окончания времени приема заявок в количестве, не превышающем максимальное количество заявок от одной кредитной организации, установленное для проводимого отбора заявок. Кредитная организация вправе отозвать заявку до времени окончания приема заявок в предварительном режиме;
б) по окончании предварительного режима начинается режим конкуренции на повышение процентных ставок, указанных в заявках, направленных кредитными организациями в предварительном режиме;
в) со времени начала режима конкуренции и до его окончания кредитная организация вправе отозвать заявку, поданную в предварительном режиме, и направить взамен другую заявку. В новой заявке кредитная организация вправе с учетом требования, предусмотренного пунктом 22 настоящих Правил, без изменения других параметров заявки изменить только процентную ставку, повысив ее;
г) до окончания времени приема заявок в режиме конкуренции кредитная организация вправе отзывать заявки и направлять взамен другие заявки неограниченное число раз;
д) в режиме конкуренции кредитная организация не вправе отозвать заявку, поданную в предварительном режиме, без направления новой заявки;
е) в режиме конкуренции заявки принимаются в порядке очередности поступления до окончания времени приема заявок.
25. Заявки, поданные с нарушением требований, предусмотренных пунктами 19-24 настоящих Правил, не рассматриваются.
26. По окончании приема заявок Федеральным казначейством формируется сводный реестр заявок, удовлетворяющих требованиям, предусмотренным пунктами 19-24 настоящих Правил.
27. Федеральное казначейство в соответствии с расписанием отбора заявок на основании сводного реестра заявок, удовлетворяющих требованиям, предусмотренным пунктами 19-24 настоящих Правил, устанавливает значение процентной ставки отсечения и доводит это значение до сведения кредитных организаций, заключивших генеральные соглашения, и (или) признает отбор заявок несостоявшимся.
28. Решение о признании отбора заявок несостоявшимся может быть принято в случае отсутствия заявок либо в случае, если процентные ставки, указанные во всех принятых заявках, ниже процентной ставки отсечения.
29. Федеральное казначейство на основании установленного значения процентной ставки отсечения и решения о признании отбора заявок состоявшимся не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения отбора заявок, заключает с кредитными организациями договоры банковского депозита в порядке, определяемом Федеральным казначейством.
30. Договоры банковского депозита могут заключаться в виде срочного или особого договоров. Изменение вида договора банковского депозита в течение срока его действия не допускается.
31. По срочному договору банковского депозита возврат кредитной организацией суммы депозита Федеральному казначейству осуществляется по истечении срока договора банковского депозита, за исключением случаев, предусмотренных генеральным соглашением.
32. По особому договору банковского депозита Федеральное казначейство имеет право на досрочный возврат суммы депозита в любой рабочий день после истечения половины срока действия договора банковского депозита. К особому договору банковского депозита применяются условия досрочного изъятия средств, предусмотренные генеральным соглашением.
33. Договор банковского депозита заключается по процентной ставке, указанной в заявке, но не ниже процентной ставки отсечения.
34. Договор банковского депозита заключается на размер денежных средств, указанный в заявке.
35. В случае если совокупный размер средств в заявках, содержащих процентные ставки не ниже процентной ставки отсечения, превышает максимальный размер денежных средств федерального бюджета, размещаемых на банковских депозитах, договоры банковского депозита по заявкам, содержащим процентные ставки, равные процентной ставке отсечения, заключаются на размер денежных средств, рассчитанный пропорционально долям указанных заявок в общем объеме заявок, содержащих процентные ставки, равные процентной ставке отсечения.
36. Федеральное казначейство в соответствии с расписанием отбора заявок на основании заявки кредитной организации обеспечивает подписание с кредитной организацией договора банковского депозита путем направления кредитной организации оферты на заключение договора банковского депозита.
37. В установленный в оферте срок ее действия кредитная организация осуществляет акцепт оферты и ее возврат. Кредитная организация не вправе вносить изменения в оферту.
38. В случае 2-кратного неполучения от кредитной организации акцепта оферты в соответствии с настоящими Правилами кредитная организация не допускается Федеральным казначейством к участию в 2 ближайших по времени отборах заявок путем установления для этой кредитной организации лимита на заявки, равного нулю.
39. По окончании времени получения от кредитных организаций акцепта оферты Федеральное казначейство формирует сводный реестр договоров банковского депозита.
40. Федеральное казначейство не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения отбора заявок, размещает на своем сайте в сети Интернет информацию о результатах проведения отбора заявок.
41. Федеральное казначейство не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания с кредитной организацией договоров банковского депозита, на основании сводного реестра договоров банковского депозита перечисляет на корреспондентский счет (субсчет) кредитной организации в Центральном банке Российской Федерации суммы депозитов в порядке, определяемом Федеральным казначейством. Перечисление средств федерального бюджета по договорам банковского депозита осуществляется Федеральным казначейством в пределах лимитов на средства, рассчитанных для каждой кредитной организации.
42. Кредитная организация на основании договора банковского депозита для учета перечисленной суммы депозита открывает Федеральному казначейству депозитный счет и представляет Федеральному казначейству выписку из указанного счета. Депозитный счет открывается отдельно по каждому договору банковского депозита.
Кредитная организация также представляет Федеральному казначейству выписку из счета в случае закрытия депозитного счета.
43. Возврат суммы депозита и уплата процентов на сумму депозита производятся кредитной организацией в день возврата средств, установленный договором банковского депозита, либо в день возврата средств по иным основаниям, предусмотренным генеральным соглашением, в порядке, определяемом Федеральным казначейством.
44. Досрочный возврат суммы депозита допускается по инициативе Федерального казначейства в соответствии с условиями генерального соглашения в порядке, определяемом Федеральным казначейством.
45. Возврат суммы депозита и уплата процентов на сумму депозита производятся кредитной организацией на счета Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации в соответствии с реквизитами, указанными в генеральном соглашении.
46. Обязательства кредитной организации по возврату Федеральному казначейству суммы депозита и уплате процентов на сумму депозита считаются исполненными в момент зачисления суммы депозита и суммы процентов на счета Федерального казначейства.
47. Частичное перечисление Федеральным казначейством кредитной организации суммы депозита, а также частичный возврат кредитной организацией Федеральному казначейству суммы депозита и частичная уплата процентов на сумму депозита по отдельному договору банковского депозита не допускаются.
48. В случае нарушения кредитной организацией положений, установленных пунктами 43 и 47 настоящих Правил, кредитная организация не допускается Федеральным казначейством к участию в 2 ближайших по времени отборах заявок путем установления для кредитной организации лимита на заявки, равного нулю.
49. В случае нарушения кредитной организацией условий генерального соглашения и договора банковского депозита, связанных с возвратом суммы депозита и уплатой процентов на сумму депозита, кредитная организация обязана уплатить штрафные проценты (пеню).
50. Штрафные проценты (пеня) уплачиваются кредитной организацией за каждый день просрочки возврата суммы депозита и уплаты процентов на сумму депозита в размере двойной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день нарушения кредитной организацией условий генерального соглашения и договора банковского депозита, от суммы неисполненных обязательств.
Уплата штрафных процентов (пени) не освобождает кредитную организацию от выполнения обязательств по генеральному соглашению и договору банковского депозита.