15.07.2012 23:00
Поделиться

Проект изменений в Уголовно-исполнительный кодекс в части введения сроков для тюремной цензуры

Проект изменений в Уголовно-исполнительный кодекс в части введения сроков для тюремной цензуры

Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 2, ст. 198; 1998, №2, ст. 227; 2001, № 11, ст. 1002; № 13, ст. 1140; 2003, № 50,
ст. 4847; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 15, ст. 1575; 2009, № 29, ст. 3628; № 52, ст. 6453; 2010, № 27, ст. 3416; 2011, № 49, ст. 7056; № 50, ст. 7362) следующие изменения:

1) часть четвертую статьи 12 после слов "органы местного самоуправления," дополнить словами "к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, в", после слов "общественные объединения," дополнить словами "международные (межгосударственные, межправительственные) организации,";

2) части первую - четвертую статьи 15 изложить в следующей редакции:

"1. Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

2. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах.

3. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, а также получение ответов на данные обращения осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.

4. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат.

Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, лишению свободы, смертной казни в указанные органы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.";

3) в части первой статьи 88 слова "денежных переводов" заменить словами "переводов денежных средств";

4) статью 91 изложить в следующей редакции:

"Статья 91. Переписка осужденных к лишению свободы,  переводы денежных средств

1. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.

2. Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Кодекса. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке - не более семи рабочих дней.

3. Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль писем, почтовых карточек, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения или его заместителя.

4. Переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными осуществляется в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

5. Осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств супругу, супруге, родителям, детям, усыновителям, усыновленным, родным братьям и родным сестрам, дедушкам, бабушкам, внукам. Осуществление переводов денежных средств иным лицам допускается с разрешения администрации исправительного учреждения в случаях, предусмотренных Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.";

5) в статье 160:

а) в части первой слово "письма" заменить словами "письма, почтовые карточки";

6) в части второй слово "писем" заменить словами "писем и почтовых карточек";

в) в части третьей слово "писем" заменить словами "писем, почтовых карточек";

б) в пункте "г" части второй статьи 185 слово "письма" заменить словами "письма и почтовые карточки".

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка

Законопроект направлен на совершенствование порядка направления осужденными предложений, заявлений, жалоб и ходатайств.

Действующая редакция части первой статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) закрепляет право осужденных на направление предложений, заявлений, жалоб и ходатайств.

В свою очередь, основным законодательным актом Российской Федерации, устанавливающим порядок направления гражданами обращений, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно статье 4 которого под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Учитывая особый правовой статус осужденных, часть вторая статьи 10 УИК на основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, законопроектом предлагается изложить в новой редакции части первую - четвертую статьи 15 "Обращения осужденных и порядок их рассмотрения" УИК, закрепив право осужденных на направление предложений, заявлений, жалоб и ходатайств с учетом требований УИК.

Часть четвертая статьи 15 и часть вторая статьи 91 УИК регламентируют порядок осуществления цензуры корреспонденции осужденных. Согласно положениям названных статей не подлежащие цензуре обращения осужденных в течение одних суток должны направляться адресату. Однако срок цензуры обращений осужденных, подлежащих этой процедуре, до настоящего времени законодательно не определен.

С целью повышения уровня правовой защиты осужденных законопроектом предлагается установить право осужденных на получение информации об отправке корреспонденции, а также закрепить, что срок цензуры корреспонденции по общему правилу составляет три рабочих дня, а в отношении корреспонденции, написанной на иностранном языке, - семь рабочих дней. При определении названных сроков учитывались среднее количество обращений, направляемых осужденными, штат цензоров в исправительных учреждениях (один человек на учреждение), а также сроки направления корреспонденции осужденных, закрепленные в пункте 63 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России.

Законопроектом также предлагается определить исчерпывающий перечень органов, организаций и лиц, переписка осужденных с которыми не подлежит цензуре.

В связи с тем, что согласно части третью статьи 160 УИК содержание писем и телеграмм осужденных военнослужащих не проверяется, законопроектом исключается из части четвертой статьи 15 УИК положение, касающееся цензуры корреспонденции осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части.

Финансово-экономическое обоснование

Реализация федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений
в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"

В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.

Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"

В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Поделиться