Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 мая 2013 г.
Регистрационный N 28594
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"1, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг"2 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
2. Признать утратившими силу приказ ФСБ России от 25 декабря 2008 г. N 635 (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2009 г., регистрационный N 13306), пункт 2 приложения к приказу ФСБ России от 12 апреля 2010 г. N 173 (зарегистрирован Минюстом России 25 мая 2010 г., регистрационный N 17350).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.
Директор А. Бортников
___________________
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30 (ч. I), ст. 4587; N 49 (ч. V), ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50 (ч. VI), ст. 7070.
Приложение
I. Общие положения
Предмет регулирования
1. Настоящий Административный регламент определяет стандарт предоставления в органах федеральной службы безопасности государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (далее - государственная услуга, если не оговорено иное), состав, последовательность, сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, формы контроля за предоставлением государственной услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) лицензирующих органов1 а также их должностных лиц.
Круг заявителей
2. В качестве заявителей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - заявители).
Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
3. Информация о территориальных органах безопасности, предоставляющих государственную услугу, почтовых адресах, адресах электронной почты, номерах телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, размещена на официальном сайте ФСБ России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://fsb.ru (далее - сайт ФСБ России) и приведена в приложении N 1 к настоящему Административному регламенту.
Лицензирующие органы осуществляют прием заявителей, а также предоставляют информацию по вопросам предоставления государственной услуги с использованием телефонной связи ежедневно, кроме субботы, воскресенья и нерабочих праздничных дней, в соответствии со следующим графиком:
Перерыв на обед устанавливается регламентом служебного времени лицензирующих органов.
4. Информация о порядке предоставления государственной услуги размещается в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по адресу: http://gosuslugi.ru (далее - Портал), на сайте ФСБ России2, информационных стендах, расположенных в приемной ЦЛСЗ ФСБ России по адресу: г. Москва, ул. Ярцевская, д. 30, и доступных для заявителей местах вестибюлей зданий (помещений) территориальных органов безопасности, предоставляющих государственную услугу.
5. Справочные телефоны по предоставлению государственной услуги: (495) 224-70-69 - ФСБ России;
(495) 914-30-73 - ЦЛСЗ ФСБ России.
6. Адрес сайта ЦЛСЗ ФСБ России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http://clsz.fsb.ru.
7. Адрес электронной почты ФСБ России для направления обращений в электронной форме по вопросам предоставления государственной услуги: fsb@fsb.ru.
8. Информация по вопросам предоставления государственной услуги доводится до заявителя следующими способами:
путем использования услуг почтовой связи;
путем размещения на сайте ЦЛСЗ ФСБ России;
путем размещения на сайте ФСБ России;
путем размещения на Портале;
при личном обращении заявителя в лицензирующие органы;
путем размещения на информационных стендах в помещениях лицензирующих органов;
посредством размещения в средствах массовой информации.
II. Стандарт предоставления государственной услуги Наименование государственной услуги
9. Государственная услуга по осуществлению лицензирования деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
10. Предоставление государственной услуги осуществляет ФСБ России.
11. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляют лицензирующие органы.
12. ЦЛСЗ ФСБ России предоставляет государственную услугу заявителям, зарегистрированным на территории города Москвы и Московской области, планирующим (осуществляющим) выполнение работ, оказание услуг, определенных пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N2873 (далее - Положение).
13. Территориальные органы безопасности предоставляют государственную услугу заявителям, зарегистрированным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, планирующим (осуществляющим) выполнение работ, оказание услуг, определенных пунктом 3 Положения.
14. Запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Описание результата предоставления государственной услуги
15. Результатами предоставления государственной услуги являются:
предоставление лицензии на право осуществления деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (далее - лицензия);
отказ в предоставлении лицензии;
переоформление лицензии;
прекращение действия лицензии;
предоставление дубликата лицензии и копии лицензии;
предоставление выписки из реестра лицензий.
Сроки предоставления государственной услуги и выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги
16. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"[4 ]сроки предоставления государственной услуги, включая выдачу (направление) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, составляют:
не более сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, если результатом предоставления государственной услуги является предоставление лицензии;
не более сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, если результатом предоставления государственной услуги является отказ в предоставлении лицензии;
не более десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов при переоформлении лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, если результатом предоставления государственной услуги является переоформление лицензии;
не более тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов при переоформлении лицензии в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (далее - лицензируемая деятельность), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, если результатом предоставления государственной услуги является переоформление лицензии;
не более десяти рабочих дней со дня получения от юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющих лицензию (далее - лицензиат), заявления о прекращении лицензируемой деятельности, если результатом предоставления государственной услуги является прекращение действия лицензии;
три рабочих дня со дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом при вручении лицензии лицензиату или ее направлении ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
не более трех рабочих дней со дня получения соответствующего заявления и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу дубликата, если результатом предоставления государственной услуги является предоставление дубликата лицензии и копии лицензии;
не более пяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении выписки из реестра лицензий, если результатом предоставления государственной услуги является предоставление выписки из реестра лицензий.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги
17. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Налоговым кодексом Российской Федерации5;
Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"6;
Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"7;
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"8;
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"9;
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии"10;
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"11;
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 287 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации"12.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем
18. Для получения лицензии заявитель представляет (направляет) в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии согласно приложению N 2 к настоящему Административному регламенту.
Заявитель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (далее - соискатель лицензии), также указывает в нем реквизиты (наименование органа (организации), выдавшего документ, дату, номер) документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание на владение и использование помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
копии правоустанавливающих документов на помещения, здания, сооружения и иные объекты по месту осуществления лицензируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии технических средств и технической документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
копии документов, подтверждающих нахождение в штате соискателя лицензии на основной работе сотрудников, определенных подпунктом "в" пункта 4 Положения;
копии документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, а также документов о переподготовке, повышении квалификации сотрудников, определенных подпунктом "в" пункта 4 Положения;
опись прилагаемых документов.
19. Для переоформления лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в случаях изменения адреса места осуществления лицензиатом лицензируемого вида деятельности, а также перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, лицензиат представляет:
заявление о переоформлении лицензии (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту);
оригинал действующей лицензии.
20. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту) дополнительно указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, а также данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
21. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту) дополнительно указываются этот адрес и сведения о правоустанавливающих документах на помещения, здания, сооружения и иные объекты по месту осуществления лицензируемой деятельности.
В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту) также указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.
В случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения либо изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в заявлении о переоформлении лицензии (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту) указываются новые сведения о лицензиате, а также данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (для лицензиата - юридического лица), в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для лицензиата - индивидуального предпринимателя).
22. При намерении лицензиата выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту) указываются сведения о работах и услугах, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также реквизиты (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер) следующих документов:
подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение и использование помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности;
подтверждающих наличие у соискателя лицензии технических средств и технической документации, необходимых для выполнения заявленных работ и услуг;
подтверждающих нахождение в штате соискателя лицензии на основной работе сотрудников, определенных подпунктом "в" пункта 4 Положения;
государственного образца о высшем профессиональном образовании, а также документов о переподготовке, повышении квалификации сотрудников, определенных подпунктом "в" пункта 4 Положения.
23. Не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемой деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить лицензируемую деятельность, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемой деятельности (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту).
24. Для получения дубликата или копии лицензии лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении дубликата или копии лицензии (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту).
В случае порчи лицензии к заявлению о предоставлении дубликата лицензии прилагается испорченный бланк лицензии.
25. Для получения сведений о конкретной лицензии заявитель направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении таких сведений (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, которые заявитель вправе представить
26. Вместе с заявлением о предоставлении (переоформлении) лицензии соискатель вправе представить по собственной инициативе следующие документы:
документ, подтверждающий внесение заявителем платы за предоставление государственной услуги;
документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание на владение и использование помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если указанные в настоящем пункте документы не представлены заявителем по собственной инициативе, содержащиеся в указанных документах сведения запрашиваются лицензирующими органами, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в иных государственных органах либо организациях, в распоряжении которых соответствующие сведения находятся.
Непредставление заявителем указанных в настоящем пункте документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги.
Запрещается требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственной услуги, которые находятся в распоряжении лицензирующих органов и иных государственных органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
27. Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
28. Оснований для приостановления предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
29. Основаниями для отказа в предоставлении, переоформлении лицензии являются:
наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении, переоформлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги
30. Других услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления данной государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
31. Другие организации в предоставлении государственной услуги не участвуют.
Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или платы, взимаемой за предоставление государственной услуги
32. За предоставление государственной услуги взимается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в следующих размерах:
предоставление лицензии - 6000 рублей;
переоформление лицензии в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности - 2600 рублей;
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях - 600 рублей;
выдача дубликата лицензии - 600 рублей.
Сведения из реестра лицензий предоставляются безвозмездно.
Максимальный срок ожидания в очереди
33. Максимальные сроки ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении лицензии, заявления о переоформлении лицензии, заявления о прекращении лицензируемой деятельности, заявления о предоставлении дубликата (копии) лицензии или заявления о предоставлении выписки из реестра лицензий (далее - заявление, если не оговорено иное) и при личном получении результата предоставления государственной услуги не должны превышать пятнадцати минут.
Срок и порядок регистрации заявления, в том числе в электронной форме
34. Поступившее заявление, в том числе в электронной форме, регистрируется в день его поступления в лицензирующий орган.
35. Регистрация заявлений осуществляется секретариатами лицензирующих органов в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления государственной услуги
36. На здании рядом с входом в помещение приема и выдачи документов должна быть размещена информационная табличка (вывеска), содержащая следующую информацию:
наименование лицензирующего органа, предоставляющего государственную услугу;
режим работы.
Фасад здания должен быть оборудован осветительными приборами, позволяющими посетителям ознакомиться с информационными табличками (вывесками).
37. Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, места ожидания и приема заявителей в части объемно-планировочных и конструктивных решений, освещения, пожарной безопасности, инженерного оборудования должны соответствовать требованиям нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации.
38. В местах ожидания и приема устанавливаются стулья (кресельные секции, кресла) для заявителей, выделяется место для оформления документов, предусматривающее столы (стойки) с бланками заявлений и канцелярскими принадлежностями.
39. В помещениях, предназначенных для осуществления приема заявителей, должны быть предусмотрены места для раскладки документов.
Показатели доступности и качества государственной услуги
40. Основным показателем доступности и качества государственной услуги является оказание государственной услуги в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
41. Доступность и качество государственной услуги оценивается по следующим показателям:
степень информированности граждан о порядке предоставления государственной услуги (доступность информации о государственной услуге, возможность выбора способа получения информации);
возможность выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственной услуги;
предоставление государственной услуги в срок и в соответствии со стандартом ее предоставления, установленным настоящим Административным регламентом.
Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг
42. Предоставление государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
Исчерпывающий перечень административных процедур
43. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрацию документов;
проверку правильности оформления заявления и полноты прилагаемых к нему документов;
предоставление лицензии или отказ в предоставлении лицензии;
переоформление лицензии;
прекращение действия лицензии;
предоставление дубликата (копии) лицензии или выписки из реестра лицензий.
Блок-схема предоставления государственной услуги приведена в приложении N 3 к настоящему Административному регламенту.
Прием и регистрация документов
44. Основанием для начала административной процедуры является предоставление заявителем в соответствующий лицензирующий орган заявления.
45. Заявление представляется заявителем в лицензирующий орган непосредственно, направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
46. Заявление принимается лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанного заявления в день приема вручается заявителю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
47. В случае если в заявлении указывается на необходимость предоставления государственной услуги в электронной форме, лицензирующий орган направляет заявителю в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, копию описи с отметкой о дате приема указанного заявления.
48. Поступившее в лицензирующий орган заявление подлежит регистрации должностным лицом, наделенным полномочиями по регистрации заявлений (далее - регистратор), в течение одного рабочего дня.
49. Регистратор вносит в журнал учета входящих документов запись о регистрации заявления, которая содержит:
входящий номер и дату приема заявления;
исходящий номер и дату подписи заявления;
данные о заявителе (сокращенное наименование для юридического лица, фамилию и инициалы для индивидуального предпринимателя);
краткое содержание заявления;
номер экземпляра заявления;
количество листов заявления.
50. Зарегистрированное заявление передается регистратором руководителю лицензирующего органа.
51. Руководитель лицензирующего органа в течение одного рабочего дня определяет лицо, уполномоченное рассматривать заявление (далее - исполнитель), и возвращает заявление регистратору.
52. Исполнитель в течение одного рабочего дня получает заявление под роспись в журнале учета входящих документов.
Проверка правильности оформления заявления и полноты прилагаемых к нему документов
53. Основанием для начала административной процедуры является получение исполнителем заявления.
54. Исполнитель проверяет правильность заполнения заявления и наличие документов (сведений), указанных в пунктах 18 - 22 и 24 настоящего Административного регламента.
В случае если в представленных заявителем документах отсутствуют документы, указанные в пункте 26 настоящего Административного регламента, исполнитель в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня регистрации письменного обращения заявителя, формирует запрос в иные государственные органы либо организации, в распоряжении которых соответствующие сведения находятся.
В случае самостоятельного представления заявителем указанных в пункте 26 настоящего Административного регламента документов копии данных документов или содержащиеся в них сведения в рамках межведомственного электронного взаимодействия не запрашиваются.
55. В случае если заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 статьи 13 или частью 12 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и (или) документы, указанные в пунктах 18 и 19 настоящего Административного регламента, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии исполнитель готовит уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, докладывает его руководителю лицензирующего органа и после подписания вручает заявителю или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
56. В случае непредставления заявителем в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату исполнителем заявителю.
57. В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов исполнитель готовит заявителю уведомление о принятии к рассмотрению заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии и прилагаемых к нему документов, докладывает его руководителю лицензирующего органа и после подписания вручает заявителю или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Предоставление лицензии или отказ в предоставлении лицензии
58. Основанием начала административной процедуры является вручение заявителю или направление ему уведомления о принятии к рассмотрению заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
59. Срок исполнения административной процедуры не может превышать сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
60. В отношении заявителя, представившего заявление о предоставлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьей 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирующим органом проводятся документарная проверка и внеплановая выездная проверка без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
61. Документарная проверка и внеплановая выездная проверка заявителя проводятся исполнителем на основании приказа (распоряжения) лицензирующего органа и в порядке, определенном статьей 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
62. При документарной проверке исполнитель проверяет полноту и достоверность сведений о заявителе, содержащихся в заявлении, их соответствие сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах, а также соответствие заявителя следующим лицензионным требованиям:
наличие у заявителя на праве собственности или на ином законном основании помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности, необходимых для выполнения заявленных работ и услуг и соответствующих установленным требованиям;
наличие у заявителя на праве собственности или на ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, необходимых для выполнения заявленных работ и услуг и соответствующих установленным требованиям;
наличие у заявителя в штате не менее 1 работника, имеющего высшее профессиональное образование и соответствующую профессиональную подготовку, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, а также стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее 3 лет.
63. При внеплановой выездной проверке исполнитель проверяет соответствие заявителя следующим лицензионным требованиям:
наличие у заявителя на праве собственности или на ином законном основании помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности, необходимых для выполнения заявленных работ и услуг и соответствующих установленным требованиям;
наличие у заявителя на праве собственности или на ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, необходимых для выполнения заявленных работ и услуг и соответствующих установленным требованиям.
64. По результатам проверки исполнитель составляет акт проверки возможности выполнения заявителем лицензионных требований в одном экземпляре, в котором должен содержаться вывод о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии. Акт докладывается исполнителем на утверждение руководителю лицензирующего органа или его заместителю.
65. В случае соответствия заявителя лицензионным требованиям, а также отсутствия в представленных заявителем заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации руководством лицензирующего органа принимается решение о предоставлении лицензии, после чего исполнитель готовит проект приказа (распоряжения) о предоставлении лицензии и лицензию и передает их на подпись руководителю лицензирующего органа.
66. Приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия одновременно подписываются руководителем лицензирующего органа и регистрируются исполнителем в реестре лицензий.
67. В течение трех рабочих дней после дня подписания лицензии руководителем лицензирующего органа и внесения исполнителем соответствующей записи в реестр лицензий она вручается заявителю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
68. В случае принятия руководством лицензирующего органа решения об отказе в предоставлении лицензии исполнитель готовит приказ (распоряжение) об отказе в предоставлении лицензии и передает его на подпись руководителю лицензирующего органа.
69. Основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются:
наличие в представленных заявителем заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
установленное в ходе проверки несоответствие заявителя лицензионным требованиям.
70. Исполнитель готовит уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии, передает его на подпись руководителю лицензирующего органа и после подписания в течение трех рабочих дней после дня издания приказа (распоряжения) об отказе в предоставлении лицензии вручает его соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Переоформление лицензии
71. Основанием начала административной процедуры является вручение заявителю или направление ему уведомления о принятии к рассмотрению заявления о переоформлении лицензии.
72. Срок исполнения административной процедуры не может превышать десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии (в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность).
73. Срок исполнения административной процедуры не может превышать тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии (в случаях изменения адресов мест осуществления заявителем лицензируемой деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность).
74. Документарная проверка и внеплановая выездная проверка заявителя проводятся исполнителем на основании приказа (распоряжения) лицензирующего органа в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктами 62 и 63 настоящего Административного регламента и в порядке, определенном статьей 19 указанного Федерального закона. Переоформление лицензии, а также вручение лицензии заявителю осуществляются в порядке, определенном пунктами 64 - 67 настоящего Административного регламента.
75. При подаче заявителем заявления о переоформлении лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, исполнитель проводит только документарную проверку в соответствии с пунктом 62 настоящего Административного регламента.
Прекращение действия лицензии
76. Основанием начала административной процедуры является поступление к исполнителю надлежащим образом оформленного заявления о прекращении лицензируемой деятельности.
77. Срок исполнения административной процедуры не может превышать десяти рабочих дней со дня приема заявления о прекращении лицензируемой деятельности.
78. Исполнитель готовит проект приказа (распоряжения) о прекращении действия лицензии и передает его на подпись руководителю лицензирующего органа.
79. Приказ (распоряжение) о прекращении действия лицензии подписывается руководителем лицензирующего органа и регистрируется исполнителем в реестре лицензий.
80. Исполнителем готовится уведомление о прекращении действия лицензии, которое подписывается руководителем лицензирующего органа и в течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации приказа (распоряжения) лицензирующего органа о прекращении действия лицензии вручается заявителю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Предоставление дубликата (копии) лицензии или выписки из реестра лицензий
81. Основанием начала административной процедуры является поступление к исполнителю надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении дубликата (копии) лицензии или выписки из реестра лицензий.
82. Срок исполнения административной процедуры не может превышать трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении дубликата (копии) лицензии.
83. Срок исполнения административной процедуры не может превышать пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении выписки из реестра лицензий.
84. Исполнитель готовит дубликат (копию) лицензии или выписку из реестра лицензий и передает их на подпись руководителю лицензирующего органа.
85. Дубликат лицензии регистрируется исполнителем в реестре лицензий.
86. В течение трех рабочих дней после дня подписания дубликат (копия) лицензии или выписка из реестра лицензий вручается исполнителем лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также за принятием ими решений
87. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных настоящим Административным регламентом, осуществляется постоянно руководством ЦЛСЗ ФСБ России и начальниками территориальных органов безопасности.
88. Для текущего контроля используются сведения, полученные в базах данных, служебная корреспонденция органов федеральной службы безопасности, устная и письменная информация исполнителей.
89. О случаях и причинах нарушения сроков и содержания административных процедур исполнители немедленно информируют своих непосредственных руководителей, а также осуществляют срочные меры по устранению нарушений.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги
90. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
91. Плановые проверки лицензирующих органов проводятся комиссией ЦЛСЗ ФСБ России в соответствии с планом работы ЦЛСЗ ФСБ России.
92. Периодичность проведения плановых проверок устанавливается руководством ЦЛСЗ ФСБ России.
93. Внеплановые проверки лицензирующих органов проводятся по решению руководства ФСБ России.
94. В ходе проверок проверяется и оценивается комплекс вопросов, касающихся предоставления государственной услуги, в том числе:
полнота и законность исполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих предоставление государственной услуги;
качество актов проверок и предписаний по устранению нарушений, оформляемых по результатам проверок;
состояние контроля за выполнением выданных предписаний по устранению нарушений;
наличие и порядок ведения лицензионных дел;
полнота использования полномочий, предоставленных территориальным органам безопасности;
статистика по жалобам и заявлениям юридических и физических лиц.
95. По результатам плановой проверки составляется акт, который представляется на утверждение начальнику ЦЛСЗ ФСБ России.
96. По результатам внеплановой проверки составляется акт, который представляется на утверждение должностному лицу, принявшему решение о проведении внеплановой проверки.
Ответственность должностных лиц лицензирующих органов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги
97. За нарушения положений настоящего Административного регламента виновные должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
98. Граждане, их объединения и организации могут контролировать предоставление государственной услуги путем получения информации по телефону, письменным обращениям, электронной почте, на сайте ФСБ России и через Портал.
99. Основные положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением настоящего Административного регламента, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций, устанавливаются и определяются в соответствии с федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) лицензирующих органов и их должностных лиц, предоставляющих государственную услугу
100. Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действия (бездействие) лицензирующих органов и (или) их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее - жалоба).
101. Заявитель может обратиться с жалобой в лицензирующий орган по основаниям и в порядке, определенным статьями 11.1 и 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в том числе в следующих случаях:
нарушение срока регистрации заявления;
нарушение срока предоставления государственной услуги;
требование представления заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
отказ лицензирующего органа, должностного лица лицензирующего органа в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
102. Жалоба может быть направлена в лицензирующий орган. Жалоба на решения, принятые руководителем лицензирующего органа, может быть направлена в ФСБ России. Жалоба рассматривается должностным лицом лицензирующего органа либо ФСБ России, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
103. Жалоба подается в лицензирующий орган либо в ФСБ России в письменной форме на бумажном носителе либо в электронном виде.
104. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сайта ЦЛСЗ ФСБ России, сайта ФСБ России, Портала, а также принята при личном приеме заявителя.
105. Жалоба должна содержать:
сведения о должностном лице лицензирующего органа, решение и действия (бездействие) которого обжалуется;
фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) лицензирующего органа, должностного лица лицензирующего органа;
доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) лицензирующего органа, должностного лица лицензирующего органа. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
106. Поступившая в лицензирующий орган или ФСБ России жалоба подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа лицензирующего органа, должностного лица лицензирующего органа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Рассмотрение жалобы осуществляется в порядке, определенном Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840.
107. Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
108. По результатам рассмотрения жалобы лицензирующий орган или ФСБ России принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных лицензирующим органом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
отказывает в удовлетворении жалобы.
109. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме или по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
110. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
111. Обжалование решения лицензирующего органа или ФСБ России, принятого по жалобе, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
112. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
113. Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы доводится до заявителя следующими способами:
путем использования услуг почтовой связи;
путем размещения на сайте ЦЛСЗ ФСБ России;
путем размещения на сайте ФСБ России;
путем размещения на Портале;
при личном обращении в лицензирующий орган;
посредством телефонной связи.
____________________________________
1 Под лицензирующими органами в настоящем Административном регламенте понимаются Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (ЦЛСЗ ФСБ России) и территориальные органы безопасности (за исключением УФСБ России по городу Москве и Московской области).
2Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 г. N 1075 "Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 33, ст. 4918).
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 16, ст. 1885.
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716, N 30 (ч. I), ст. 4590; N 43, ст. 5971; N 48, ст. 6728; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322.
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2000, N 32, ст. 3340.
6 Российская газета, 1993, 12 мая, N 89; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 51, ст. 4970; 2009, N 7, ст. 772.
7 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1, ст. 9; N46, ст. 4537; 2001, N 53 (ч. I), 5030; 2002, N 19, ст. 1794; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 156; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17 (ч. I), ст. 1779; N 31 (ч. I), ст. 3452; 2007, N 28, ст. 3348; N 31, ст. 4008; N 50, ст. 6241; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6235; 2010, N 31, ст. 4207; N 42, ст. 5297; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4282; N 30 (ч. I), ст. 4589; N 50, ст. 7366.
8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196.
9 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, N 18 (ч. I), ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 18, ст. 2142; N 31, ст. 4160, 4193, 4196; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3263; N 27, ст. 3880; N 30 (ч. I), ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320, 4322; N 47, ст. 6402.
10 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 42, ст. 5924.
11 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6931; 2012, N 17, ст. 1965; N 36, ст. 4916; N 37, ст. 5002; N 39, ст. 5267.
12 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4829.