08.06.2015 00:00

    Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
    Дата подписания: 29.05.2015Опубликован: 08.06.2015
    Вступает в силу: 29.05.2015

    1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).

    2. Минобрнауки России:

    с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;

    совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.

    Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

    Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

    I. Общие положения

    Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

    Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

    Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

    Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

    Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

    Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

    Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

    II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии

    Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

    Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

    Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

    создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;

    обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

    повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

    создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

    формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

    создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;

    повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

    обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

    Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

    создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

    формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

    поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

    поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

    формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

    обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

    формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

    развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

    III. Основные направления развития воспитания

    1. Развитие социальных институтов воспитания

    Поддержка семейного воспитания включает:

    содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

    повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

    содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

    популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

    возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

    создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

    расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

    поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

    создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

    Развитие воспитания в системе образования предполагает:

    обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

    полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

    содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

    развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

    использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

    совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

    развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

    создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

    знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

    Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:

    создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;

    информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

    содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

    воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

    обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

    Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:

    улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;

    поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;

    поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;

    привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;

    расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

    2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций

    Гражданское воспитание включает:

    создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

    развитие культуры межнационального общения;

    формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

    воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

    развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

    развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

    формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

    разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

    Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

    создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;

    формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

    повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

    развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

    развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

    Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

    развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

    формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

    развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

    расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;

    содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

    оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

    Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

    эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

    создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

    воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

    увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

    создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;

    развитие музейной и театральной педагогики;

    поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

    создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;

    повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;

    создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

    Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:

    содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

    создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

    Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

    формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

    формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

    создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

    развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

    предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;

    использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;

    содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.

    Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

    воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

    формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

    развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

    содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

    Экологическое воспитание включает:

    развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

    воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

    IV. Механизмы реализации Стратегии

    В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.

    Правовые механизмы включают:

    развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;

    совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;

    развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;

    нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.

    Организационно-управленческими механизмами являются:

    совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;

    консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;

    эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;

    укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;

    системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;

    формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;

    организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.

    Кадровые механизмы включают:

    повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;

    развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры;

    модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;

    подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.

    Научно-методические механизмы предусматривают:

    формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;

    изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;

    проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в развитии личности ребенка;

    проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.

    Финансово-экономические механизмы включают:

    создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;

    обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;

    создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.

    Информационные механизмы предполагают:

    использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;

    организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.

    V. Ожидаемые результаты

    Реализация Стратегии обеспечит:

    укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;

    повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;

    создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;

    развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;

    повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

    повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;

    укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

    доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;

    создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;

    утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;

    снижение уровня негативных социальных явлений;

    развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;

    повышение качества научных исследований в области воспитания детей;

    повышение уровня информационной безопасности детей;

    снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;

    формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.

    Новые документы