Принят Государственной Думой 17 декабря 2024 года
Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2024 года
Статья 1
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2007, N 1, ст. 34; 2010, N 52, ст. 7002; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; 2014, N 19, ст. 2321; N 49, ст. 6918; 2017, N 1, ст. 46; N 27, ст. 3929; 2019, N 51, ст. 7491; 2021, N 47, ст. 7741; 2022, N 41, ст. 6938; N 45, ст. 7679; N 52, ст. 9375; 2023, N 32, ст. 6203; 2024, N 1, ст. 23) следующие изменения:
1) в пункте 131 части первой статьи 81 после слов "по мобилизации" дополнить словами ", службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по мобилизации", слова "соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"," заменить словами "период мобилизации, в период военного положения или в военное время,";
2) в части первой статьи 83:
а) пункт 1 после слов "на военную службу по мобилизации" дополнить словами "или направления на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации по мобилизации";
б) пункт 7 после слов "военную службу по мобилизации, объявленной Президентом Российской Федерации" дополнить словами ", или направление на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации по мобилизации, объявленной Президентом Российской Федерации", после слов "военной службы по мобилизации" дополнить словами "или службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по мобилизации";
3) в части второй статьи 179 слова "или проходит военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"," заменить словами ", направлен на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации по мобилизации или заключил контракт о прохождении военной службы в период мобилизации, в период военного положения или в военное время";
4) в части третьей статьи 259 слова "или проходит военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"," заменить словами ", направлен на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации по мобилизации или заключил контракт о прохождении военной службы в период мобилизации, в период военного положения или в военное время";
5) статью 3411 изложить в следующей редакции:
"Статья 3411. Общие положения
Частное агентство занятости или другое юридическое лицо, которые в соответствии с настоящей главой вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) (далее также - направляющая сторона), в целях осуществления такой деятельности имеют право в случаях, на условиях и в порядке, которые установлены настоящей главой, направлять временно своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (далее также - принимающая сторона), для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем указанных физического лица или юридического лица.";
6) дополнить статьями 3411-1 - 3411-4 следующего содержания:
"Статья 3411-1. Организации, имеющие право на осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)
Осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе:
1) частное агентство занятости - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации и прошедшее аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Порядок аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) и требования аккредитации частных агентств занятости на право осуществления такой деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В случае приостановления или отзыва аккредитации частного агентства занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) частное агентство занятости не вправе заключать с работниками трудовые договоры в целях направления их к принимающей стороне по договору о предоставлении труда работников (персонала). При этом все права и обязанности частного агентства занятости по заключенным ранее таким трудовым договорам сохраняются;
2) юридическое лицо, подведомственное федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, и уполномоченное указанным федеральным органом исполнительной власти на осуществление деятельности по временному направлению работников по договору о предоставлении труда работников (персонала) в расположенные на территории Российской Федерации дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства, к пребывающим на территории Российской Федерации дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, а также к другим находящимся на территории Российской Федерации физическим или юридическим лицам в порядке, предусмотренном статьей 3412-1 настоящего Кодекса;
3) другие юридические лица в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 3413 настоящего Кодекса.
Статья 3411-2. Договор о предоставлении труда работников (персонала)
Договор о предоставлении труда работников (персонала) является договором возмездного оказания услуг, по которому направляющая сторона, являющаяся исполнителем по указанному договору, временно направляет своих работников с их согласия к принимающей стороне, являющейся заказчиком по указанному договору, для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны, а принимающая сторона обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и имеет право требовать от направляемых к ней работников исполнения ими трудовых обязанностей в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с направляющей стороной.
Условия, порядок и срок предоставления труда работников (персонала), перечень должностей и численность направляемых работников (персонала) определяются договором о предоставлении труда работников (персонала).
Обязательным для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала) является условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового прав а, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в отношении принимаемых работников.
Если число работников, направляемых по договору о предоставлении труда работников (персонала) для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 18 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, превышает 10 процентов от среднесписочной численности работников принимающей стороны, решение о заключении с частным агентством занятости договора о предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона принимает с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Статья 3411-3. Ограничения на направление работников для выполнения работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала)
Направление работников для выполнения работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается в целях:
1) замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;
2) выполнения работ в случае простоя (временной приостановки работ) у принимающей стороны, осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников принимающей стороны;
3) замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством, в том числе замены работников, временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней.
Настоящим Кодексом, другими федеральными законами могут быть установлены дополнительные ограничения на направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Статья 3411-4. Особенности трудового договора с работниками, временно направляемыми для выполнения работы к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)
Трудовой договор, заключаемый работодателем с работником, временно направляемым для выполнения работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), должен включать в себя условие о выполнении работником по распоряжению работодателя определенной трудовым договором трудовой функции в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателями по этому трудовому договору.
При направлении работника для выполнения работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) трудовые отношения между этим работником и направляющей стороной не прекращаются, а трудовые отношения между этим работником и принимающей стороной не возникают.
Условия оплаты и охраны труда по трудовому договору с работником, направляемым для выполнения работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), должны быть не хуже, чем условия оплаты и охраны труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию.
Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник направляется для выполнения работы в соответствующих условиях, устанавливаются на основании информации о характеристике условий труда на рабочем месте, предоставляемой принимающей стороной по результатам специальной оценки условий труда.
Принимающая сторона в отношении работников, временно направляемых для выполнения работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), исполняет обязанности в области охраны труда, предусмотренные статьей 214 настоящего Кодекса.";
7) статью 3412 изложить в следующей редакции:
"Статья 3412. Особенности регулирования труда работников, направляемых временно частным агентством занятости для выполнения работы к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)
Частное агентство занятости имеет право заключать с работником трудовой договор, указанный в части первой статьи 3411-4 настоящего Кодекса, в случаях направления работника временно для выполнения работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала):
1) к физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;
2) к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами сохраняется место работы;
3) к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 18 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.
В целях временного трудоустройства ищущих временную работу отдельных категорий лиц (лиц, обучающихся по очной форме обучения, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) частное агентство занятости имеет право заключать с этими лицами трудовые договоры, указанные в части первой статьи 3411-4 настоящего Кодекса, как в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, так и в иных случаях, при которых в соответствии с настоящим Кодексом или другими федеральными законами с работниками заключаются либо могут заключаться срочные трудовые договоры.
Наряду со случаями, предусмотренными статьей 3411-3 настоящего Кодекса, направление работников частными агентствами занятости для выполнения работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается в целях:
1) выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда;
3) замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;
4) выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания;
5) выполнения работ в расположенных на территории Российской Федерации дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, международных организациях и их представительствах, у пребывающих на территории Российской Федерации дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними.
При направлении работника для выполнения работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) частное агентство занятости и работник заключают дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием сведений о принимающей стороне, включающих наименование принимающей стороны (фамилию, имя, отчество принимающей стороны - физического лица), сведения о документах, удостоверяющих личность принимающей стороны - физического лица, идентификационный номер налогоплательщика принимающей стороны (за исключением принимающей стороны - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), а также сведений о месте и дате заключения, номере и сроке действия договора о предоставлении труда работников (персонала).
Если в период действия трудового договора частное агентство занятости направляет работника для выполнения работы у другой принимающей стороны по другому договору о предоставлении труда работников (персонала), частное агентство занятости и работник заключают новое дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием сведений о принимающей стороне, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.
Дополнительные соглашения к трудовому договору, указанные в частях четвертой и пятой настоящей статьи, являются неотъемлемой частью трудового договора, заключаются в письменной форме, составляются в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр дополнительного соглашения к трудовому договору передается работнику, другой экземпляр хранится у работодателя. Получение работником экземпляра дополнительного соглашения к трудовому договору должно подтверждаться подписью работника на экземпляре дополнительного соглашения к трудовому договору, хранящемся у работодателя.
В случаях, если это предусмотрено договором о предоставлении труда работников (персонала), в дополнительных соглашениях к трудовому договору, указанных в частях четвертой и пятой настоящей статьи, могут предусматриваться условия:
1) о праве принимающей стороны требовать от направленного работника исполнения им трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу принимающей стороны (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у принимающей стороны, если принимающая сторона несет ответственность за сохранность этого имущества) и к имуществу работников принимающей стороны, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка принимающей стороны;
2) об обязанности принимающей стороны обеспечивать направленного работника оборудованием, инструментами, средствами индивидуальной защиты, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;
3) об обязанности принимающей стороны обеспечить обучение направленного работника безопасным методам и приемам выполнения работ;
4) об обязанности принимающей стороны обеспечивать бытовые нужды направленного работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей;
5) об обязанности принимающей стороны отстранять от работы или не допускать к работе направленного работника в случаях, указанных в части первой статьи 76 настоящего Кодекса. При этом о случаях отстранения от работы или недопущения к работе направленного работника принимающая сторона обязана известить работодателя незамедлительно.
Частное агентство занятости обязано вносить сведения о работе по договору о предоставлении труда работников (персонала) у принимающей стороны в трудовую книжку работника и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 661 настоящего Кодекса).
Частное агентство занятости обязано осуществлять контроль за соответствием фактического использования принимающей стороной труда направленных работников трудовым функциям, определенным трудовыми договорами этих работников, а также за соблюдением принимающей стороной норм трудового права. Принимающая сторона не вправе препятствовать частному агентству занятости в осуществлении указанного контроля.
Федеральный государственный контроль (надзор) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), установленных в соответствии с пунктом 1 статьи 3411-1 настоящего Кодекса, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) является соблюдение частным агентством занятости требований аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), установленных Правительством Российской Федерации.
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) регулируются законодательством о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации.
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) утверждается Правительством Российской Федерации.
Оценка выполнения частным агентством занятости обязанностей по трудовым договорам, заключенным с работниками в целях направления их по договору о предоставлении труда работников (персонала), осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.";
8) дополнить статьей 3412-1 следующего содержания:
"Статья 3412-1. Особенности регулирования труда работников, направляемых временно по договору о предоставлении труда работников (персонала) в расположенные на территории Российской Федерации дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства, а также к пребывающим на территории Российской Федерации дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними
На работников, направляемых временно по договору о предоставлении труда работников (персонала) в расположенные на территории Российской Федерации дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства, а также к пребывающим на территории Российской Федерации дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, распространяются положения настоящей главы с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Деятельность по временному направлению работников по договору о предоставлении труда работников (персонала) в расположенные на территории Российской Федерации дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства, а также к пребывающим на территории Российской Федерации дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, осуществляется юридическим лицом, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, и уполномоченным указанным федеральным органом исполнительной власти на осуществление такой деятельности (далее для целей настоящей статьи - уполномоченная организация).
Уполномоченная организация вправе направлять временно работников по договору о предоставлении труда работников (персонала) к другим находящимся на территории Российской Федерации физическим лицам или юридическим лицам в случае наделения уполномоченной организации таким полномочием федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
На работников, направляемых временно по договору о предоставлении труда работников (персонала) уполномоченной организацией для выполнения работы в расположенные на территории Российской Федерации дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства, к пребывающим на территории Российской Федерации дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, к другим находящимся на территории Российской Федерации физическим лицам или юридическим лицам, распространяется действие трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
С работником, принимаемым на работу в уполномоченную организацию и направляемым временно для выполнения работы в расположенное на территории Российской Федерации дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства, международную организацию или ее представительство, к пребывающим на территории Российской Федерации дипломатическому агенту, консульскому должностному лицу и членам их семей, которые проживают вместе с ними, либо к другим находящимся на территории Российской Федерации физическому лицу или юридическому лицу, заключается срочный трудовой договор на период выполнения такой работы в соответствии с заключенным договором о предоставлении труда работников (персонала), но не более чем на пять лет. По окончании указанного срока трудовой договор с этим работником может быть заключен на новый срок.
Допускается досрочное расторжение трудового договора с работником, направленным временно для выполнения работы в расположенное на территории Российской Федерации дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства, международную организацию или ее представительство либо к пребывающим на территории Российской Федерации дипломатическому агенту, консульскому должностному лицу или членам их семей, которые проживают вместе с ними, в случаях:
1) прекращения деятельности на территории Российской Федерации дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, международной организации или ее представительства либо окончания срока пребывания на территории Российской Федерации дипломатического агента, консульского должностного лица и членов их семей, которые проживают вместе с ними;
2) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора;
3) введения в Российской Федерации ограничения или установления запрета на заключение договоров о предоставлении труда работников (персонала) с расположенными на ее территории дипломатическим представительством или консульским учреждением иностранного государства, международной организацией или ее представительством, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц.
Правительством Российской Федерации могут устанавливаться иные особенности регулирования труда работников, направляемых временно по договору о предоставлении труда работников (персонала) в расположенные на территории Российской Федерации дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства, к пребывающим на территории Российской Федерации дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, а также к другим находящимся на территории Российской Федерации физическим лицам или юридическим лицам.";
9) статью 3413 изложить в следующей редакции:
"Статья 3413. Особенности регулирования труда работников, направляемых временно отдельными работодателями к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)
В целях эффективной организации экономической деятельности и (или) производственного процесса допускается временное направление по договору о предоставлении труда работников (персонала) работодателем, являющимся юридическим лицом, работников с их согласия к другому юридическому лицу, являющемуся:
1) аффилированным по отношению к направляющей стороне;
2) акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями акционерного общества;
3) стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.
Особенности регулирования труда работников, направляемых временно к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) работодателем, указанным в части первой настоящей статьи, устанавливаются федеральным законом.";
10) статью 3414 после слов "направленным временно для" дополнить словом "выполнения";
11) в статье 3415 слова "По обязательствам" заменить словами "Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, по обязательствам";
12) в статье 3517:
а) наименование после слов "по мобилизации" дополнить словами ", направленных на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации по мобилизации", после слов "по контракту" дополнить словами "в период мобилизации, в период военного положения или в военное время";
б) часть первую изложить в следующей редакции:
"В случае призыва работника на военную службу по мобилизации, направления на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации по мобилизации или заключения им контракта о прохождении военной службы в период мобилизации, в период военного положения или в военное время либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, действие трудового договора, заключенного между работником и работодателем, приостанавливается на период прохождения работником военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации или оказания им добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации.";
в) в части второй после слов "по мобилизации" дополнить словами ", на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации по мобилизации", слова "соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" заменить словами "период мобилизации, в период военного положения или в военное время";
г) в части двенадцатой после слов "по мобилизации" дополнить словами ", службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по мобилизации", слова "соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"," заменить словами "период мобилизации, в период военного положения или в военное время,";
д) в части тринадцатой после слов "службы по мобилизации" дополнить словами ", службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по мобилизации", слова "соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"," заменить словами "период мобилизации, в период военного положения или в военное время,", после слов "службу по мобилизации," дополнить словами "направления на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации по мобилизации,".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением пунктов 5 - 11 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Пункты 5 - 11 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2025 года.
Президент Российской Федерации В. Путин