Таким образом, мощное давление, которое оказывалось на Париж со стороны Вашингтона, а также других союзников по НАТО, дало о себе знать. И это несмотря на то, что буквально на днях официальный представитель МИДа Франции Ромен Надаль напомнил слова французского президента в интервью газете "Монд" от 20 августа о том, что позиция Парижа относительно поставки России вертолетоносцев типа "Мистраль" остается "неизменной".
Как позже сообщил агентству "Франс-пресс" источник во французском внешнеполитическом ведомстве, речь не идет об аннулировании контракта с "Мистралями" для России, а именно о его приостановке "вплоть до ноября". Со своей стороны представитель Елисейского дворца уточнил, что заявление президента Франции "носит политический характер и не имеет юридических последствий".
Первыми на демарш отреагировали американцы. Небезызвестная пресс-секретарь госдепартамента США Дженнифер Псаки радостно заявила о том, что в Париже приняли "мудрое решение". А что об этом думают на берегах Сены? С таким вопросом "Российская газета" обратилась к депутату французского парламента от партии "Союз в поддержку народного движения" (СПНД) Тьерри Мариани.
Тьерри Мариани: Откровенно говоря, я с трудом верю, что Елисейский дворец решился на такой шаг. Это значит, что сработал прессинг США и Великобритании, - считает парламентарий. - Скандал тем более представляется вопиющим, если учесть, что англичане, которые требуют поставить крест на поставке "Мистралей" России, одновременно блюдут свои интересы, оберегая российские капиталовложения в Лондонском Сити. А главное, возможный отказ от контракта может самым отрицательным, я бы сказал, самоубийственным образом сказаться на нашей оборонной промышленности. Какая складывается ситуация? Те страны, которые станут заключать контракты с Францией на поставку военной продукции, потеряют уверенность в том, что их заказы будут выполнены, а затем поставлены. Как, к примеру, все это воспримут в Индии, с которой ведутся переговоры о продаже многоцелевых истребителей "Рафаль"? Надеюсь, что это решение не примет завершенную форму. Вы знаете, у нашего президента сейчас возникли проблемы с выходом в свет книги его бывшей спутницы Валери Триервейлер. Так что я смею предположить, что демарш с "Мистралями" есть попытка с его помощью отвлечь внимание от этой книги.
Господин Мариани, в среду вы вместе с семью коллегами-депутатами парламента от СПНД опубликовали коммюнике, в котором дали оценку намерению Евросоюза продолжить эскалацию санкций в отношении России. Какова она?
Тьерри Мариани: Эти санкции бесполезны, неэффективны и контрпродуктивны. Ими, как мне кажется, пытаются унизить Россию. Внести раскол между Европой и вашей страной. Должен сказать, что Россия в этой ситуации проявляет больше терпения. Это в Библии ударившему по левой щеке подставляют правую. В международных отношениях дела обстоят иначе. В них наступает момент, когда надо отвечать соответствующим образом. Я бы назвал российские ограничения на ввоз сельхозпродукции из западных стран весьма сдержанной реакцией. Что было бы, если Россия закрыла для западных авиакомпаний воздушные коридоры из Европы в Азию? Или ввела эмбарго на титан, учитывая, что компания "Аэробус" 60 процентов своих потребностей удовлетворяет за счет России? Когда кто-то разводит огонь, следует опасаться, что обожжешься. Санкции, которые вводятся под нажимом американцев, наносят серьезный ущерб отношениям между Европой и Россией, мы, депутаты, входящие в группу "Народные правые" партии СПНД их осуждаем.
Считаем также большой геостратегической ошибкой, ибо Россия является обязательным партнером в обеспечении безопасности в Европе, особенно, что касается борьбы с терроризмом.
С осуждением приостановки контракта выступил также руководитель Левой партии Жан-Люк Меланшон, который считает, что такое решение является свидетельством того, что Франция "подчиняется США и агрессивной политике НАТО".
В свою очередь президент правой партии "Вставай, Республика" Николя Дюпон-Эньян убежден, что Франция должна вести уважительный и ответственный диалог с Россией, а возможный отказ от выполнения контракта с "Мистралями", по его мнению, был бы "безответственным поступком".
Не на шутку обеспокоены рабочие верфи STX в Сен-Назере. Представитель профсоюза "Французская демократическая федерация труда" (ФДКТ) Кристоф Морель назвал корабелов судоверфи "заложниками геополитических игр". "Решения принимаются в Париже, а под угрозой оказываются не только наши рабочие места, но и само существование предприятия".
Активист другого профсоюза "Форс увриер" Жан-Марк Перез считает замораживание контракта "неприемлемым и недопустимым". По его словам, в случае отказа от него "пострадают не только сотни рабочих судоверфи, но и многочисленные субподрядчики".
Со своей стороны, созданный недавно в Сен-Назере гражданский комитет "С "Мистралем" победим!", который выступает за четкое соблюдение условий сделки и поставку кораблей России в намеченные сроки, намеревается в ближайшее воскресенье провести манифестацию в защиту контракта с Россией, который отвечает интересам Франции, а также за мир в Европе.
Месть - это блюдо, которое надо есть остывшим. Этой французской поговоркой, судя по всему, руководствовалась бывшая гражданская жена Франсуа Олланда, когда взялась за мемуары, посвященные 20 месяцам, которые она провела в Елисейском дворце вместе с французским президентом.
Труд под названием "Спасибо за это время" объемом 320 страниц в четверг поступил в книжные магазины Парижа и других городов страны и сразу же произвел эффект взорвавшейся бомбы. Во-первых, потому, что мало кто догадывался о планах Валери рассказать о перипетиях ее совместной жизни с Франсуа Олландом. Ведь все, что касалось книги, тщательно скрывалось.
Над мемуарами Триервейлер работала шесть месяцев на специально для этой цели приобретенном ноутбуке, который не был присоединен к Интернету, чтобы никто не смог в него проникнуть.
Для публикации было избрано небольшое независимое издательство "Лез Арен", никак не связанное с парижским политическим бомондом. Печатали же книгу в Германии и только в самый канун выхода в свет переправили весь тираж непосредственно в книжные магазины. Правда, кое-какие отрывки из мемуаров для привлечения внимания читающей публики в виде утечек появились в некоторых журналах и, конечно же, в "Пари-матч", где Валери Триервейлер трудится в качестве литературного обозревателя.
Как сознался один из приближенных Франсуа Олланда, после прочтения скандальных мемуаров "президент в ужасе".
И, надо сознаться, есть от чего. На страницах книги Триервейлер рисует портрет Олланда как человека холодного, расчетливого, к тому же который тяготится возложенными на него обязанностями. Она упрекает своего бывшего спутника в лицемерии. При этом выдает следующую убийственную фразу, которую сегодня не без удовольствия комментируют все политические противники Олланда. Вот она: "Он (Олланд) изображает из себя человека, который не любит богатых. На самом же деле президент не любит бедных. Он, представитель левых сил, за глаза называет их "беззубыми" и весьма гордится этим своим юмором".
Такую ядовитую стрелу, пущенную в самую болезненную точку главы государства, который вышел из среды социалистов и поднялся на олимп власти благодаря поддержке простонародья, тех самых "беззубых", можно было ожидать только от уязвленной до глубины души, отторгнутой женщины. Той, что
поставила перед собой цель нанести как можно более разрушительный удар по имиджу бывшего возлюбленного и действующего президента Пятой республики.
В мельчайших деталях Валери рассказывает о шоке, который она пережила в январе этого года, когда узнала об измене Франсуа с актрисой Жюли Гайе из сообщений прессы и телевизионных новостей.
"Я не могу это слушать, бегу в ванную, - пишет Триервейлер. - Хватаю пакет, где хранится снотворное. Франсуа идет за мной. Пытается вырвать у меня из рук пакет. Убегаю в спальню. Он выхватывает пакет, и тот рвется. Таблетки высыпаются на кровать и на пол. Мне удается их собрать. Проглатываю все, что могу. Наваливается сон, я не хочу переживать предстоящие часы. Чувствую, как наваливается шквал, а у меня нет сил сопротивляться. Хочу бежать. Теряю сознание".
Как известно, после этой душераздирающей сцены Валери госпитализировали.
Когда она выписалась из больницы, Франсуа Олланд коротким сообщением, которое лично продиктовал агентству АФП, оформил разрыв с ней, что сейчас ему выходит боком.
Триервейлер рассказывает также о том, как на протяжении последних месяцев Олланд стал искать с ней встречи, просил вернуться, но она была непреклонна как скала.
"Спасибо за это время" издано огромным для Франции тиражом - 200 тысяч экземпляров. Надо полагать, он разойдется в ближайшие дни, став бестселлером. Местные издатели подсчитали, что мемуары серьезно улучшат материальное положение Триервейлер. Она уже получила аванс в 100 тысяч евро, а впереди ее ждет как минимум еще полмиллиона. Как видите, "Ротвейлер", а так экс-первую даму окрестили местные репортеры, погналась за двумя зайцами и обоих поймала.