Леонид Агутин сначала планировал отыграть в "Крокус Сити Холле" один концерт. Но по просьбе зрителей дал еще один, дополнительный. Очевидно, люди очень уж соскучились по простым и душевным песням, где по минимуму модной электроники, зато по максимуму - тепла, искренности и неутомимого предчувствия счастья, даже несмотря ни на что…
Сцена была оформлена просто: большие экраны, демонстрировавшие происходящее на ней, а порой и видео-настроения к исполняемым песням: то красивые виды ночной Москвы, то дождь, стучащийся в закрытые окна. И никаких популярных ныне фейерверков или лазерных шоу, фарисейски отвлекающих зрителей от восприятия собственно музыки и стихов: только артист с акустической гитарой, трое бэк-вокалистов да музыканты. Но благодаря этому тоже удалось достичь формата концерта, к которому, похоже, и стремился сам Леонид Агутин, стараясь превратить его в добрую встречу давних знакомых. Певец охотно общался со зрителями. Предваряя одну из лирических песен, высказался и о недавно прошедшем женском дне: "Мне кажется, что мужчина, искренне любящий женщину, будет внимателен к ней не только во время праздника". И пел песни, которые от него особенно ждали: "Половина сердца", "Кого не стоило бы ждать", "Все только для тебя", "Хоп Хей Лала Лей", "Аэропорты". Уважительно поглядывал, как в проходе танцевали даже бабушки и их внуки и еще добавлял своему исполнению душевности и куража…
При этом, в отличие от других наставников "Голоса", Леонид Агутин решил не приглашать на сцену учеников (даже жена - певица Анжелика Варум появилась только на втором концерте, да и то лишь в зрительном зале), понимая, что зрители пришли слушать именно его. И дело не только в теплых мелодиях и душевных текстах, но еще и в том, что с первого альбома "Босоногий мальчик" Агутин сумел выработать свой фирменный стиль, в которое соединились традиции фламенко, джаза, фанка, блюза. И не устает снова изобретать что-то новое. А попутно примиряет в своих песнях пристрастия поклонников разных музыкальных стилей, благодаря чему в зале оказались и поклонники фламенко, и джаза, и рока, и качественной эстрады, уходящей корнями в традиции биг-бэндов 30-40-х (в группе Агутина, кстати, девять музыкантов - больше, чем у многих коллег)… Уважение к чужим вкусам и умение быть невозмутимо-позитивным - качества, которых, наверное, нам многим сегодня не хватает. И поэтому тоже понятно, отчего на двух концертах в семитысячном "Крокус Сити Холле" был аншлаг.
Но быть только певцом, музыкантом, композитором и наставником "Голоса" Леониду Агутину сегодня уже, наверное, мало. И вдобавок к этим концертам он выпустил уже вторую книгу. В "Поэзии обычных дней" главное, наверное, даже не стихи, а размышления и личный опыт о том, как научиться любить, быть любимым и счастливым в повседневной семейной жизни. А в перерыве между выступлениями Леонид Агутин ответил на вопросы обозревателя "РГ".
В книге вы объединили стихи, фрагменты интервью, наблюдения за собственной семейной жизнью. И попутно, кажется, хотели написать свой собственный учебник счастья?
Леонид Агутин: Спасибо, что нашли время почитать, что обратили внимание. В песенных текстах я не вижу творческого интереса затрагивать бытовые проблемы. Искусство для меня - в красивых образах, символических сравнениях, философских обобщениях…
В середине 90-х вы шли на презентацию своего альбома "Декамерон", когда выяснили, что рекорд-компания не успела напечатать его тираж. И вы купили в соседнем магазине книгу Боккаччо "Декамерон", подарив гостям именно ее… Часто ли случаются ситуацию, когда выручает только чувство юмора и все выходит по принципу "нет худа без добра"?
Леонид Агутин: Очень часто. Даже чаще, чем движение по намеченному плану. Вообще, построить планы, значит ввязаться в ситуацию, а дальше, обычно, как пойдет (улыбается).
Следите ли вы за своими воспитанниками в шоу "Голос", у многих ли из них есть номер вашего мобильного телефона?
Леонид Агутин: Он есть у всех участников моих команд за три года. Несколько артистов остались обиженными, не без этого, но в подавляющем большинстве мы все очень дружны и я периодически встречаюсь со многими по работе и слежу за достижениями подопечных. Назову тех, в чьей творческой судьбе принял непосредственное участие на сегодняшний день: Елена Максимова, Элина Чага, Антон Беляев, Наргиз, Алёна Тойминцева, Настя Спиридонова.
Странно, что вы не участвуете и в детском "Голосе", тем более, что сами свою дочь Лизу успешно выучили: она тоже поет и пишет песни?
Леонид Агутин: Я не очень-то детский педагог. И потом, конкурс в детском "Голосе" основан скорей на умилении, чем на мастерстве, уместности и мощи, которым пока неоткуда взяться. Я не говорю, что это не нужно. Если людям нравится, пусть будет. Дело в любом случае полезнее многих теле-начинаний. Но мне это не очень интересно. А дочь Лизонька играет на гитаре, пишет музыку и слова на английском, играет в группе. Посмотрим, насколько это дело её жизни. Время покажет. Я отец не строгий, все, что дочь просит, она получает, но и я прошу, и спрашиваю! С помощью мамы (Анжелики Варум - Прим. ред.).
О вас известно, что вы родились в Москве, но в детстве жили в Латинской Америке, а сейчас нередко бываете в США. А какую музыку вы слушаете сегодня для души, дома?
Леонид Агутин: Я не жил в Латинской Америке с детства. Я обычный советский школьник. Первый раз попал за границу в 23 года. Это была легенда, я бы сказал, слух, потому что сложно было понять людям, откуда во мне эти ритмы и мелодии. Я и сам это не знаю… (улыбается). А дома я музыку не слушаю, и не играю, к сожалению. Потому что устаю от нее: работаю почти каждый день, либо на сцене, либо на студии. Ушам когда-то надо и отдыхать...
В 2005 году у вас вышел очень удачный альбом с гитаристом Al Di Meola - Cosmopolitan Life. В зарубежной прессе о нем было много благожелательных откликов. Но в России столь интуитивного и сложного джазового диска от вас, кажется, не ждали… Будете ли вы продолжать эксперименты и делать новые попытки выйти на мировой музыкальный рынок? Прежде там знали из наших рок и поп-артистов "Парк Горького", "ТаТу", а теперь, кажется, уже никого. Реально ли изменить эту ситуацию?
Леонид Агутин: Да, та пластинка - до сих пор моя гордость. Сейчас мало интересуются пластинками как концептуальными проектами. Нет социального заказа, если можно так выразиться, увы... Может, имеет смысл сделать сингл с кем-то из моих зарубежных друзей, ну и посмотреть на результат. Главное, чтобы в наше время у людей было вообще настроение, желание и возможность слушать и увлекаться новой музыкой.