"Зеленая комната": брутальный и захватывающий хоррор без мистики
"Зеленая комната" (более правильный перевод - "Гримерка", что, впрочем, не имеет значения) так и не добралась до отечественных кинотеатров. И это, с одной стороны, понятно: наши прокатчики, похоже, взяли за правило игнорировать независимые зарубежные ленты - даже когда в прессе им ставят оценки заоблачной высоты. С другой - странно. Ходоков на фильмы ужасов в России всегда хватало, а Green Room дает фору немалой части хорроров последнего времени. И по виртуозности жонглирования эффектными приемами вполне может потягаться с, например, "Не дыши".
С последним картину Джереми Солнье роднит многое. Прежде всего - решительный отказ от всякого рода мистики и ряженых уродцев. Все это создатели "Зеленой комнаты" за полной ненадобностью выбрасывают в мусорное ведро. Предложенная ими формула жути - вязкий, липкий, тягучий страх. И, надо сказать, он очень быстро передается от героев тому, кто сидит по эту сторону экрана. Своя четко вывереная роль и у визуальной подачи: приглушенные цвета, тусклое освещение и потертые интерьеры исправно работают на то, чтобы зритель - вслед за горе-панками - почувствовал гнетущую тревогу, а потом и безысходность.
Впрочем, не саспенсом единым. Хватает и насилия. Точнее - ультранасилия: в полуторачасовой хронометраж уместили несколько если не шокирующих, то уж точно очень брутальных и тонизирующих эпизодов, снятых с отменным вкусом и практически без купюр. Кому именно с хрустом сломают кость или разнесут голову, увидите сами. Можем гарантировать: происходит подобное очень неожиданно. И внезапность в данном случае вовсе не равна убогим скримерам. Равно как показная жестокость не равна дешевому натурализму какого-нибудь "Баскина", "Хостела" или энной части "Пилы" - и полностью укладывается в логику повествования, разбавляя клаустрофобию и удушье кровавыми брызгами.
Чего тут точно нет, так это желания разбираться в противостоянии субкультур и идеологий. Солнье снимает жанровое кино и не рвется за его пределы: "правые" и "левые" интересны ему исключительно с той точки зрения, что первых удобно натравить на вторых. Собственно, поэтому и актеры - включая трагически погибшего Антона Ельчина - тут, скорее, функции. Фигурки в стильно поставленной схеме "охотник - жертва", от которых требуется изображать лишь ужас, панику или агрессию. Исключение - совершенно замечательный сэр Патрик Стюарт. Его интеллигентный и хладнокровный злодей с джейностиновской фамилией Дарси точно запомнится надолго и вполне мог бы тянуть на какую-нибудь престижную премию. Об остальных такого не скажешь. Но это едва ли не единственная серьезная претензия в адрес "Гримерки".
4.0