Эксгумация, я должен просыпаться
Джон Крамер уже с десяток лет как мертв, а внесшая его в пантеон культовых кинозлодеев "Пила" все никак склеивать ласты не хочет. Введя всех в заблуждение своим семилетним молчанием, начавшимся после идиотской седьмой части (впрочем, чего еще ждать от типичной жертвы тогдашней моды на 3D-цацки), франшиза внезапно вышла из продолжительной комы и, поглядев мутным взором на царящее вокруг ностальгическое безумие, родила фильм Jigsaw (у нас он получил доходчивую вывеску "Пила 8"). Видимо, перезагрузок хорроров про пилы в этом году было недостаточно.
Когда-то, в далеком 2004-м, оригинальная "Пила" стала настоящим событием в кругу любителей небанальных ужастиков и триллеров, прославила Джеймса Вана (ныне - корифея в жанре) и положила начало серии, вскоре уже штамповавшей новые ленты с регулярностью, которой мог бы позавидовать любой "Поворот не туда", - ровно раз в год. Но "инди"-душок и заложенный Ваном психологизм выветрились за следующие пару фильмов, а остальные выглядели жалкой на них пародией.
Однако конъюнктура и жажда наживы заставляли продюсеров пытаться реанимировать и более гнилые останки, а фанатов у "Пилы" сохранилось много - чай, не меньше, чем у какого-нибудь "Джиперса-Криперса". И они, поддавшись сентиментальным чувствам от воспоминаний о хитроумных машинах смерти талантливого Конструктора, уж понятное дело, побежали в кинотеатры в надежде увидеть хотя бы очередную среднюю "Пилу", к которым их приучили в 2005-2010 гг. Увы, но и того не получат.
В "Пиле 8" есть сцена, где могилу Джона Крамера вскрывают в рамках расследования творчества его новейшего эпигона. И находят там - пам-пам-па-а-ам! - вовсе не многострадальные кости маньяка, а труп совершенно другого человека. И лучшего образа, чем вышеописанный казус, для краткого описания картины Майкла и Питера Спиригов не найти: решили эксгумировать нечто давно и благополучно забытое, а в итоге выкопали черт-те что.
Сюжеты "Пил" несколько лет подряд перехватывали друг у друга лидерство по числу нелепых допущений и необъяснимых технических деталей, а также в малоубедительности мотивации и - фирменная фишка всей семисерийной человекопилки - "супернеожиданных" развязках, нанесших в нулевых немалый урон хлебнице М. Найта Шьямалана.
Здесь всей этой радости тоже хватает в изобилии: к традиционным несуразицам франшизы авторы Jigsaw отнеслись с трепетом, проигнорировав как раз то, что игнорировать не стоило - остроумные ловушки и шокирующий натурализм, замененные, по большей части, на унылые китайские подделки и утомительные истерики жертв.
Особенно смешон в возрожденной (если это можно так назвать) "Пиле" тот самый финальный вот-это-поворот под знаменитую надрывную музыку, где выясняется, что на самом-то деле, после нескольких ложных сюжетных финтов, злодеем оказался… И тут даже самые скромные из тупиц оскорбятся такой вопиющей недооценкой их дедуктивных способностей. Если досмотрят, конечно.
Короче, к уже привычным минусам реаниматоры добавили налет неумелого подражательства (подобное и в некоторых прошлых частях встречалось, но теперь чувствуется буквально везде), окончательно свидетельствующий: "дух старой "Пилы" точно умер, и одна кукла клоуна на трехколесном велосипеде его воскресить не способна.
2.0