Борщ по всем правилам

Мы публикуем сегодня очень важный документ - о лечебном питании в стационарах: от такого питания в немалой степени зависит процесс исцеления.

 

     Документ учитывает все нюансы - от набора продуктов, их качественного и количественного состава до инструкций по тому, кто и как их готовит, раздает пациентам, кто и как все это контролирует. Документ должен действовать на всей территории России, ему должны следовать руководители лечебно-оздоровительных учреждений.
     Совершенствование лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях. Спору нет, совершенствование всегда необходимо. Только жизнь диктует вопрос: о каком, собственно, питании идет речь? Во многих российских больницах не только лечебного - обычного питания нет.
     У вас банальная простуда. Знающий врач, кроме лекарств, порекомендует вам соответствующую диету. Да и мы теперь сами настолько просвещены в вопросах здоровья, что знаем: при заболеваниях желудка нужно отказаться от жареного, острого, соленого, копченого. Знаем, что избыток сладкого вреден всем. Знаем, что для пользы здоровья в меню обязательно должны быть фрукты и овощи. Что одним больше подойдет сладкий виноград, другим - антоновское яблоко, а третьему лучше отказаться от помидоров. А уж если вы, не дай бог, оказались на больничной койке, то вам просто необходима определенная диета, которую нужно строго соблюдать. Правы специалисты в области питания, настаивающие на том, что пища - тоже лекарство и очень даже важное. По большому счету, в больницах надо бы запретить всяческие пищевые передачи из дома, дабы не нарушать пищевой режим пациента.
     А теперь с этих теоретических высот спустимся на грешную землю. Обращаюсь к тем, кому пришлось лежать в стационаре, к их близким. Вам не предлагали ознакомиться со списком продуктов, необходимых для доставки в стационар, дабы не голодать в больнице? Не предлагали? На словах все объяснили? Сами поняли, что на больничных харчах не продержаться?
     Тут уж не до тонкостей диет, не до расчета калорий, суточного набора продуктов и так далее, о чем печется публикуемый сегодня документ. Должно быть в стационарах четырехразовое питание? Конечно, должно! Так хорошо бы перед сном кефирчику испить - очень для здоровья полезно. Лук зеленый, петрушка, укроп, сельдерей, фрукты свежие, ягоды, огурцы, помидоры, соки фруктовые и овощные, творог, яйцо, варенье, кондитерские изделия, масло сливочное крестьянское... Аж слюнки текут - чудесный перечень!
     Чудесный в том смысле что от слова "чудо", а чудес в нашей жизни, как известно, не бывает. И не бывает, смею утверждать, всего этого "вкусного" "среднесуточного набора продуктов на одного больного в лечебно-профилактических учреждениях". Или речь в Приказе не о российских стационарах? Но документ-то адресован отечественным больницам. Это ведь в Москве и еще в немногих стационарах вне столицы пациентов кормят. А в остальных?
     Рискую обратиться к читателям: сообщите нам, как кормили вас и ваших близких в стационаре. Чем? Сколько раз в день? Как подавали еду? В какой больнице вы лежали?
     Люди моего поколения наверняка помнят, какой фурор произвела в послевоенные годы роскошно изданная книга "О вкусной и здоровой пище". Мы разглядывали в ней картинки, читали рецепты приготовления изысканных блюд из продуктов, которых не только не было и в помине на советских прилавках, но о которых мы даже и не слышали. Многие тогда восприняли эту книгу как изощренное издевательство над гражданами, жизнь которых не мыслилась без очередей за куском хлеба.
     Нечто подобное происходит и сейчас: питание в большинстве российских стационарах отсутствует как таковое, а тут специальный приказ о том, каким оно должно быть, как должен быть накрыт больничный стол. Где этот самый стол?
     Хотите картинку из жизни? Она знакома многим из тех, кто волею судьбы попал на больничную койку. Утро. В больничном коридоре появляется не в самом приглядном халате женщина и громко взывает: "Больные, завтрак!". Из палат выходят пациенты, в руках у которых из дома принесенные миска или тарелка, чашка. Тянутся к месту раздачи. Там каждому выдают кашу, мутный чай, кусок хлеба, три или четыре кусочка сахара, в лучшем случае крохотный кусочек сливочного масла. Ни о каких правилах гигиены, ни о каких нормах продуктов речи и быть не может. Как не может быть и речи о централизованном мытье посуды, о вилках, ложках и прочих "мелочах".
     Об этом, видимо, подозревают авторы документа, поскольку специально информируют, что "помещения буфетных при отделениях лечебно-профилактических учреждений должны быть обеспечены... комплектом посуды из расчета на одного больного: одна глубокая, мелкая и десертная тарелки, вилка, ложки (столовая и чайная), кружка". А "раздачу пищи" надлежит осуществлять только в халате с маркировкой "для раздачи пищи".
     Вот новость-то XXI века! Оказывается, пищу следует помещать в тарелки, а не есть с газетного листа, да еще должны быть вилки и ложки. Ножи в документе не обозначены. Логично! Если дать ножи в руки пациентов, то они друг друга перережут! Дикари же у нас в больницах лежат! И то правда: нормальному человеку не просто пережить пребывание в стационаре, в который нужно прийти со своим бельем, своей едой, своей посудой, своими лекарствами, своими бинтами и... перечень такой же длинный, как "среднесуточный набор продуктов на одного больного"
     Согласно публикуемому Приказу, должно быть в стационаре "положение об организации деятельности врача-диетолога", "положение о Совете по лечебному питанию"... Так ведь есть такие положения, есть такое советы. Толку чуть. И откуда толку взяться, если тех же врачей-диетологов не готовят.
     При создании документа учитывались те гроши, которые отпускаются больницам по статье "питание? На них можно снабжать больных свежими фруктами и овощами? Не потому ли все меньше больниц, где есть хоть какое-то питание. Когда-то, впрочем, не так уж и давно, когда начисто опустели прилавки отечественных магазинов, когда на булочных были таблички "хлеба нет", Евгений Петросян читал грустный монолог. Суть его в двух словах: приходит покупатель в продовольственный магазин и просит взвесить 200 граммов еды. Очень публикуемый документ напоминает тот монолог.
     Врачи-диетологи, диет-сестры, раздатчики, повара... Как было бы хорошо, если бы они имели место быть. Но их нет. Причина? Она должна быть известна составителям документа, они должны знать, что больничный повар работает за копейки, на которые не прожить. Он не получает зарплату повара, готовящего пищу для думских депутатов. Хотя очевидно, что депутатов кормить проще, чем обеспечивать лечебное питание больным.
     Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как уходят после смены работники больничной кухни? Известно, что в сумках они несут продукты. Воры? Задерживать? Сажать? Будем откровенны: так было, так есть, так будет до тех пор, пока за свой нелегкий труд будут эти люди получать гроши. Они же идут на такую работу лишь в надежде на эти самые сумки с продуктами.
     О таком не принято говорить вслух? Можно, конечно, в очередной раз промолчать. Можно и документы издать. "О мерах по совершенствованию". Чего совершенствовать?
     Мы по-прежнему "страна мечтателей, страна героев". Мечтаем о том, что можно совершенствовать то, чего нет. Герои наши медики: несмотря ни на что, в том числе и на инструкции по сотрясению воздуха, умудряются они нас лечить, спасать наши жизни...
     Публикуемый Приказ издан в "целях реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 года". Так что время еще есть - может через полтора года в российских лечебницах начнут готовить борщ по всем правилам министерской инструкции. Будем ждать...

Еда или лекарства?

     Меню в самарской больнице имени Пирогова большим разнообразием не отличается. Утром - пшенная или манная каша со следами масла. В обед на первое - щи или суп с волокнами и запахом мяса. На второе шницель, котлета или гуляш с вермишелью. Вечером частенько повторяется обеденное второе, но с другим гарниром. Если днем шницель был с вермишелью, то вечером он может быть с капустой или картофельным пюре. На десерт три раза в день предлагается чай. А изредка по утрам кофе или какао с молоком.
     Умереть с такой еды, конечно, нельзя, но и большого энтузиазма к жизни не испытываешь. Зато она вполне годится для бомжей, изредка попадающих сюда с переломами и другими травмами. Они абсолютно убеждены, что попали на царский пир.
     Впрочем, лично у меня к медикам никаких претензий по поводу питания нет. Как, впрочем, и у многих других больных. Они не волшебники, чтобы приготовить разносолы на те жалкие 34 рубля 26 копеек, которые в день выделяет на одного больного территориальный фонд обязательного медицинского страхования. А 600-граммовая буханка серого хлеба в Самаре стоит минимум 10 рублей, килограмм масла почти сто. Причем ради увеличения средств на лекарства эта цифра в разных больницах может изменяться в меньшую сторону. И тогда вместо 20 граммов масла решают выдавать всего 10. А вместо 200 граммов хлеба - только сто.
     По мне так пусть вообще не кормят, лишь бы лечили хорошо. Но на процедуры и лекарства тоже выделяются жалкие копейки. А вот это гораздо страшнее, чем пустой суп или чай без сахара.

Запеканка - это праздник

     Когда разносят термосы с обедом по отделениям, больные гадают: гороховый суп или слабые щи? Из чего бы ни готовили больничные повара обед, запах капусты и овощей перебивает все остальные. Вчера в краевой клинической больнице N 1 Хабаровска на обед был овсяный суп, рыбная котлета с картофельным пюре и фруктовый компот. Вообще-то столов, или диет в больнице много, но чаще всего рацион пациентов состоит из всевозможных каш, супчиков на овощном или мясном бульоне, лапши и рыбных консервов. В последнее время стали частенько готовить блюда из соевого мяса - к примеру, овощное рагу с соей. Блюдо специфическое, но говорят, сытное, потому что из белка. Некоторым нравится. Иной раз выпадает почти праздник - запеканка из печени с соей.
     О творожниках, сыре, омлетах здесь давно забыли.
     - О чем вы говорите? - воскликнула буфетчица гастроэнтерологического отделения. - Какой сыр? Что можно вкусного приготовить на 25 рублей в сутки? Ни молока, ни яиц, ни мяса наши больные не видят. Так что, ежели кто тяжело больной - на нашей пище долго не протянет. Подмога из дому нужна....