Не тех осмотр
Проблема техосмотра и передачи его в частные руки - давняя. Этот вопрос муссировался еще с момента создания МВД России. Я помню, министр МВД России Виктор Баранников, когда только заступил на этот пост (начало 90-х), заявлял, что надо передать эту функцию в частные руки. Но тем не менее Правительство не пошло на этот ход, и я считаю это правильным.
Почему? Первое. Государственный технический осмотр входит в систему государственного технического контроля: эта система отслеживает автомобиль с момента его производства или ввоза (если он иностранного производства) и до последних дней. И выкинуть звено из системы, передать кому-то, на мой взгляд, наша страна сегодня не готова. Она понесет больше убытков, чем заработает на этом.
Речь идет об изъятии только одной функции: проверки технического состояния автомобиля. При этом забывают о том, что гостехосмотр - это еще реальное представление о транспорте в России и его владельцах. Чисто статистические функции. Кто это сможет заменить, я не знаю. Только при техосмотре государство Российское получает данные о количестве транспортных средств, о марках, о годах эксплуатации, о техническом состоянии. Только во время технического осмотра выявляется статистика транспорта, задействованного в обороне. А для того чтобы делать какие-либо расчеты на будущее, статистика необходима.
При техосмотре милиция, в частности ГИБДД, выполняет правоохранительные функции: сверка номеров агрегатов, проверка машины по базам данных. Эти функции с МВД вряд ли кто снимет. А значит, мы возвращаемся к той практике, от которой так долго уходили: опять проверки техсостояния и укомплектованности автомобиля на дорогах. Напомню, было запрещено останавливать транспортные средства на дорогах (кроме стационарных постов), если нет нарушений. Все это может вернуться. Я согласен, что эти вопросы можно решить. В некоторых странах дорожная полиция вообще не занимается борьбой с преступностью. Например во Франции. Они выявляют нарушения, оказывают помощь на дорогах, но угонами занимается криминальная милиция. У нас ГИБДД занимается и тем и другим. Пойдет МВД на такой шаг: угоны - отдельно, правила дорожного движения - отдельно, не знаю.
Следующий момент: проверка водителя - она тоже входит в государственный техосмотр. Это наличие действительного водительского удостоверения. В следующем году, кстати, у первых российских водительских прав истекает срок действия. Значит, этот контроль тоже перенесется на улицу. Будут изыматься удостоверения, наказываться водители. Техосмотр в данном случае тоже был своеобразной профилактикой, водитель к нему готовился, собирал документы, лишний раз проверял машину, приводил ее в порядок. А что получится в связи с этим решением Правительства?
Дальше, наличие медицинской справки. Проверяется не справка, а то, что водитель прошел медицинский осмотр и может принимать участие в дорожном движении. Помните, когда здание ФСБ пытался подорвать психически ненормальный человек? Это второй вопрос, что наша медицина разрешает выдавать права психам. Но все равно человек должен проходить медосмотр и подтверждать свое право на управление машиной.
И главное, в постановлении Правительства РФ N 880, которое в свое время долго критиковали, говорится, что коммерческие организации допущены к проведению техосмотра в рамках диагностирования. И с 1998 года наши коммерсанты принимают участие в проведении техосмотра. Конечно, там, где они выиграют конкурс.
Да, есть несколько регионов, где техосмотр полностью государственный. Это Татарстан, это Карелия - там, где республики нашли средства и вложили их в это дело. А во всех остальных местах коммерция работает. Причем работает, на мой взгляд, абсолютно правильно. Вы заметьте, в последнее время жалоб на проведение диагностики нет. Помните, в Москве появились ПИКи? Это результат неправильного выполнения поручения Правительства, в котором было прописано, что для начала инструментальный контроль для автотранспорта предприятий перевозчиков, потом коммерческого транспорта и только потом - частников. В Москве сразу кинулись на частный транспорт. Еще бы, "живые" деньги. Но сейчас острота этой проблемы снята.
Меня удивляет и позиция правозащитников. Они настаивали на отмене инструментального контроля. Но ведь сегодня прогресс шагнул настолько далеко, что на взгляд невозможно оценить состояние автомобиля. Теперь под капот просто с гаечным ключом не полезешь, необходим набор специальной аппаратуры. С подачи же правозащитников в КоАП был прописан пункт о запрете такого контроля. А сейчас их позиция сменилась на прямо противоположную.
Я считаю, что и Правительству, и моим бывшим коллегам необходимо рассматривать этот вопрос в комплексе и хорошенько подумать, не будет ли хуже. Ведь главное что? Чтобы человек получил гарантию на то, что автомобиль исправен, и не затрачивал на это много времени. Пример поспешного решения уже есть. Ведь техосмотр до этого года выполнял и фискальную функцию: при прохождении водитель должен был предъявить квитанцию об уплате транспортного налога. В прошлом году эта функция перешла Министерству по налогам и сборам. Каков результат? Затраченные деньги на дублирующую базу по автотранспорту и несобранные налоги. Дорожники, которые получают средства именно из этих поступлений, остались без денег. Я, например, еще не получал извещений о том, что должен заплатить налог. А год заканчивается... Пока я не вижу логики в проделанном и предлагаю повернуться лицом к специфике нашей страны.
Кстати, если Правительство решится передать техосмотр в частные руки, как быть с государственными пунктами? Опять потребуется приватизация, конкурсы на их продажу. Конечно, это принесет немного денег МВД, но сомневаюсь, что возместит затраты на их создание.