Котельная "Камчатка", где долгое время работал кочегаром Виктор Цой, начинает жить музейно-клубной жизнью. Сегодня вечером в этом полуподвальном помещении со своей группой под названием "Нате!" выступит Святослав Задерий, основатель докинчевской "Алисы". Концерт этот интересен тем, что когда-то Слава бросал там уголь, а проект "Нате!" был задуман и реализован им был именно на "Камчатке".
Но, наверное, даже не это самое главное. Ведь уже три года как котельная перестала быть котельной, а стала просто заброшенным подвалом. Тогда рок-музыканты ее не бросили и предложили создать музей Цоя... Никто не верил, что это получится, не верила, зная характеры рок-н-ролла, даже Марьяна Цой... А когда у нее попросили для экспозиции гитару Виктора, пришла посмотреть, что получилось, и... растрогалась.
Музыканты и поэты, получив разрешение городских властей, своими руками привели в порядок это полуподвальное помещение. Демонтировали два котла, один оставив как память, оштукатурили и покрасили стены, выгребли весь уголь, по которому еще ходил Цой, и фанаты сразу же разобрали его на сувениры...
Все это своими глазами увидел и корреспондент "Российской газеты"... Открылась на стук металлическая черная дверь, какой-то человек показал путь в бытовку, оставшуюся еще с давних времен. Хоть и было раннее утро, но закрытые досками окна (чтобы лишние люди не подглядывали), неяркая электрическая лампочка, горячий чай на столе, спокойные, доброжелательные люди - все это создавало впечатление уютного вечера.
Здесь мы и беседовали с "начальником "Камчатки" Анатолием Соколковым. Более 20 лет он проработал в котельной, привел туда Цоя и многих других рок-музыкантов. А затем решил организовать музей...
- Как Виктор Цой появился впервые на "Камчатке"?
- Ну, во-первых, никакой "Камчатки" тогда еще не было. Была котельная женского общежития городского ремонтно-строительного треста N 1. Работали здесь преимущественно алкоголики, еле-еле мы с ними справлялись. А поскольку уголь кидать - не стаканы опрокидывать, то кочегары приходили и уходили. Несколько раз чуть котлы не взрывались. Однажды я подошел к начальству и предложил: "Давайте своих ребят приведу. Котлы будут работать как часы..." Так Витя и появился. Первый раз эти стены его увидели то ли 15, то ли 16 августа 1986 года. Вместе с Сережей Фирсовым они пришли устраиваться на работу... А надо сказать, что у Виктора до прихода в котельную на других работах постоянно были конфликты с начальством. Что поделать - индивидуальность! Здесь же прослойкой между кочегарами и хозяйственниками треста был я. Так что с начальством они не общались. Но я человек ответственный и музыкантам спуску не давал. По десять потов с них сходило. И, надо сказать, уголь они кидали регулярно и котлы чистили. Все по правилам делали. Поэтому никто даже не обращал внимания на то, что происходило здесь по вечерам.
- И что же там, простите, происходило?
- Э-э-э! Молодой человек, давайте без намеков. Музыканты были люди приличные... Уже тогда у меня в подсобке стояли три гитары. Сначала просто поигрывали, бренчали, напевали что-то сдавленными голосами. Дальше - больше. Эти стены, наверное, все песни Цоя, да и не только его, помнят. Немного подождали, посмотрели, что начальство довольно. Подумали, покумекали и позвали еще трех музыкантов. И уставать меньше стали, и времени больше появилось. Играть стали чуть ли не каждый день. А если не играли, то обязательно что-нибудь придумывали сообща, разговаривали, обсуждали, пили, как же без того. Только, когда к выступлению готовились, затихало все. Перед концертами Виктор свои стихи на печатной машинке (вон она выставлена) для "литовки", то есть цензуры, отбивал. Что же было делать, если власть была такая. Кстати, боролись функционеры тогда с андеграундом страшно. Однажды даже поувольняли всех из котельной и опять алкашей пригласили. Но когда те котлы засорили да трубы заморозили, в тресте махнули рукой и сказали: "Зови обратно своих музыкантов...". Что я с удовольствием и проделал.
- Кто еще из обитателей "Камчатки" кроме Виктора Цоя вам запомнился? Но, как я понял, русский рок сюда силком тянуть не надо было?
- Да разве всех назовешь! Мы тут подсчитали, что за все время котельной в ней побывало более четырехсот известных поэтов, музыкантов, художников! А скольких мы еще не вспомнили... Только работали здесь кроме Цоя Витя Бондарик, бас-гитарист из группы "Аукцыон", художник Олег Котельников, музыканты групп "Дурное влияние", "Народное ополчение", Андрей Машнин, Слава Задерий, который выступать сегодня будет... А сколько людей просто захаживало... Александр Башлачев, Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Вячеслав Бутусов, Юрий Шевчук, Сергей Курехин, да чего перечислять, весь рок-клуб сюда приходил. Как было принято, с Рубинштейна в "Сайгон", потом брали автобус и все вместе ехали на "Камчатку"... А вы спрашиваете, что происходило! Сколько всего было придумано. Знаете, что назывались такие сборища "асса"? Так потом Сергей Соловьев свой фильм назвал... И это были не бестолковые тусовки.
Здесь рождались группы, музыка, стихи, песни, фильмы... Здесь был придуман новый проект Славы Задерия "Нате!". Курехин отсюда брал идеи для своей "Поп-механики". Андрей Машнин именно на "Камчатке" создал известную команду "Машнин-бэнд". Знаменитый режиссер Алексей Учитель вместе с моими друзьями придумывал здесь фильм "Рок". А сценарий "Иглы" где обсуждался? И первоначальная версия была полностью переиначена. А сейчас здесь музей - вот, например, гитара Цоя, кинопроектор, на котором он смотрел любимых "Неуловимых мстителей".
Еще неизвестно, что бы русский рок делал без этой котельной и где бы тогда прятался андеграунд. Разве что под землей...
- А что будет дальше? "Камчатка" идет в шоу-бизнес?
- Вы что, думаете, андеграунд умер? Неправда. Есть сотни отличных команд, которые принципиально и сознательно не хотят выступать в больших залах. Речь идет даже не о том, что денег на аренду нет. Просто многие считают неправильным, чтобы творчество всецело зависело от "бабок". И куда им идти? На "Камчатку", конечно. И нигде больше их не будут слушать так, как здесь. Ну, может быть, еще на каких-нибудь квартирных концертах. Кстати, и эта традиция продолжается. Так что все еще впереди. Русский рок еще будет звучать в этих стенах.