06.11.2003 03:00
    Поделиться

    ГАИчный ключ. Часть 1

    "Вывинтит" ли он пробки на дорогах?

    Давайте начнем с техосмотра. Заявление правительственной комиссии по поводу передачи его в частные руки вызвало неоднозначную реакцию. Какие аргументы «за» и какие «против»?

    Есть постановление Правительства РФ № 880 1998 года, в котором определен порядок привлечения Госавтоинспекцией для проверки технического состояния транспорта при государственном техническом осмотре юридических и физических лиц. Контролеры, проверяющие техническое состояние автомобилей, занимаются своим делом, мы занимаемся общемилицейскими проблемами: это проверка на розыск транспортных средств, проверка водительского удостоверения, медицинской справки допущен ли водитель к управлению т/с. И только после такого комплексного контроля Госавтоинспекция выписывает талон о прохождении техосмотра.

    Как вы относитесь к заявлению Касьянова о передаче техосмотра в частные руки?

    Пока в этом вопросе много нерешенного. Поэтому Правительством и определен целый год, чтобы отработать этот механизм. Например, как милицейские и контрольно-надзорные функции по техническому состоянию будут взаимодействовать? Где будет контролер и где мы? Ведь на сегодняшний день это все единый комплекс. В одном месте и контролер и инспектор. Как это разделить? Сейчас много станций, которые принадлежат системе МВД. Как быть с ними? Ведь деньги в них вложены немалые, причем государственные. Осмотр спецтранспорта, автобусов: кто этим будет заниматься? А взять частника. Представьте себе, предприниматель вложился в станцию диагностики. И, естественно, он хочет свои деньги вернуть. Вопросы безопасности, вопросы качественного проведения осмотра транспортного средства в этом случае на втором плане. Потому что на первом зарабатывание денег. Мы сегодня проводим анализ работы станций, чтобы была выработана определенная схема. Производительность станций: за день сто машин. Но, чтобы получить дополнительную прибыль, она проверяет двести. Разумеется, это идет во вред качеству. А соответственно, мы ограничиваем и доход. Возвращение вложенных средств затягивается. Тогда какой смысл вкладывать частнику финансы в эти программы? Необходимо все просчитать и продумать. Иначе мы столкнемся с тем, что цены на техосмотр взлетят очень высоко.

    Окончательного решения нет?

    Пока нет. В настоящее время работает правительственная комиссия по административной реформе во главе с вице-премьером Алешиным в которую входит и представитель МВД. Так что эти вопросы прорабатываются.

    Есть ли некий перечень умений и знаний для инспектора ГИБДД, которыми он должен обладать? Существует ли профессиональная подготовка сотрудника ГИБДД? Что он должен уметь и где приобретает эти знания?

    У нас есть ряд учебных заведений в системе МВД, где специально готовят сотрудников Госавтоинспекции (например, в Орле, Нижнем Новгороде, Москве, Новосибирске). Кроме того, мы пополняем свои ряды за счет гражданских учебных заведений. Особенно за счет технических вузов. Мы можем в службу брать людей как с юридическим образованием, так и с автодорожным. Я не скажу, что у нас сегодня проблема с комплектованием, но она уже вырисовывается. Действительно, ребята не хотят работать в дорожно-патрульной службе. И у них много аргументов. Во-первых, низкая зарплата, которая всем уже набила оскомину, во-вторых, условия труда и социальная незащищенность. А условия труда жуткие: ведь никто даже не исследовал заболеваемость наших сотрудников. Но вот лишь немногие факторы: ненормированный рабочий день, на посту на морозе и под дождем и ветром. Не сказать, что на свежем воздухе на загазованном, почти без выходных, не говоря уже о психологических нагрузках от общения с нашими не всегда корректными водителями. Очень много проблем.

    Ваш предшественник говорил года полтора назад о том, что от рядового сержантского состава ряды ГИБДД избавятся для того, чтобы повысить престижность службы. Это произошло?

    Мы еще говорили о том, что это будет сделано поэтапно. Нельзя сразу всех заменить. У кого-то образования не хватает. Если сотрудник перспективный, мы предлагаем ему учиться, получать среднее специальное или высшее образование. И потом потихонечку приводим к офицерской должности. Процесс этот идет и где-то процентов 30 сержантского состава переведено на офицерские должности. Офицер есть офицер. Заработная плата не хочу сказать, что намного увеличится, но все-таки станет чуть-чуть повыше.

    Вы говорите о профзаболеваниях, а как с лечением?

    Те суммы, которые мы получаем на путевки в санатории или дома отдыха, это просто слезы. Я уж не говорю о решении жилищного вопроса… А взять техническую оснащенность? В ряде регионов, по меньшей мере в шести из них, оснащенность личного состава Госавтоинспекции техническими средствами: рациями, связью, даже формой составляет лишь 20 процентов. В некоторых, причем северных регионах, сегодня даже зимней формы нет. Это наглядно показывает отношение местных властей к службе, к профилактике дорожных происшествий.

    Виктор Николаевич, автолюбитель из Москвы Осипов Олег Александрович, участник войны пишет: «До каких пор инспекторы у нас не будут пользоваться правом взымать штрафы на месте? Ведь полная безнаказанность царит никто эти штрафы не платит, если теперь права не изымают. Пусть выдают квитанцию, а из суммы пускай идет в пользу ГАИ 3050 процентов».

    На вас не угодишь, Олег Александрович помните, когда-то так и было: инспектора выписывали квитанции и брали штраф на дороге? Автолюбители и общественность возмущались-возмущались и решено было инспекторов от денег «отделить»: только в Сбербанк. А теперь и этот вариант не устраивает? Вы правы, действительно только треть оштрафованных за нарушения штрафы платят. Я уже поручил нашему научному центру еще раз проработать этот вопрос. Система взыскания штрафа у нас не работает. Недополучены огромные суммы, которые очень нужны государству.

    Был когда-то разговор о том, что по кредитным карточкам можно бы платить?

    Да, мы пробовали это еще лет пять-шесть назад. С одним банком правительственным, другим, третьим, но пока «процесс не идет». Представьте себе, что каждому надо положить на счет определенную сумму для расчетов за нарушения Правил дорожного движения. А вам это надо? Зачем ваши деньги будут лежать? В других странах не заплатил идет процент, пенни. А у нас этого нет. Заплачу через год-два, а может быть, вообще не заплачу.

    Вот вы говорили, что плохо было, когда права мы забирали. Но зато была высокая взыскиваемость штрафов. Наказание было неотвратимым: квитанцию принеси получи права. Дисциплины больше было.

    Вчера звонил читатель, рассказывает, что выписали ему копеечный штраф, а никаких реквизитов банка куда платить нет на протоколе инспектора. И вот сейчас уже пришла повестка в суд, он бегает по всем инстанциям, но никто не может ему сказать куда платить. Почему бы не закладывать реквизиты банка в протокол нарушения, как делают в квитанциях во многих МРЭО, в отделениях ГИБДД?

    После получения постановления о правонарушении гражданин обязан в течение 30 суток оплатить штраф в любом отделении Сбербанка РФ. Реквизиты ему должны предоставить в Сбербанке. Если реквизитов не предоставили это вопросы к Сбербанку, а не к нам.

    А единый счет для штрафов по стране разве нельзя завести?

    Этот вопрос не ко мне, а к законодателям или Правительству.

    Как сократить время действий инспекторов прибытие на место ДТП и оформление ДТП? Сейчас это часы занимает. Дойдем ли мы до цивилизованной ситуации с введением обязательного страхования, чтобы при мелких ДТП ГИБДД вообще была не нужна люди просто обмениваются карточками страховых компаний?

    Давайте начнем с того, что обязательное автострахование действительно необходимо. И я хотел бы обратиться к автостраховщикам: давайте все-таки добьемся того, чтобы было удобно не чиновникам, а людям: если нет увечий, криминала обменялись полисами и быстренько разошлись, ведь все застрахованы и уже не имеет значения, кто прав, кто виноват, разбор мелкого ДТП не нужен. Но это может быть только после того, когда закон будет до конца отработан и принят.

    Мы прогнозировали, что с января, когда все будут застрахованы, Москва встанет. В столице есть места постоянных пробок. Одно из них площадь Белорусского вокзала. Меня удивляет, что напротив, у въезда на Лесную, постоянно стоит инспектор ГИБДД. И ни разу в жизни я не видел, чтобы он прошел сто метров и кашу эту попытался «развести».

    Неужели вы верите в то, что усилиями одного лишь инспектора можно решить проблему заторов?

    Окончание в следующем номере "Толстушки"

    Поделиться