Белорусская "автогражданка"

Хотя начиналось все примерно так же, как и у соседей: были весьма эмоциональные высказывания автолюбителей о том, что они по 30 лет не совершали ДТП, а обязательное страхование гражданской ответственности автовладельца - не более, мол, чем очередные поборы. Однако интенсивная "автомобилизация" населения, в основном за счет подержанных иномарок, и связанный с этим резкий рост аварий на дорогах говорили о другом: старая законодательная база в этой сфере уже не годится. Суды захлебнутся в потоке исков автовладельцев, пострадавших в авариях, а с другой стороны, виновные далеко не всегда способны погасить ущерб. Так оценили ситуацию и на государственном уровне. Положив конец дебатам, Президент Беларуси своим декретом в 1999 году ввел в стране обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев и специальным указом определил механизм его действия.

Специальная комиссия предварительно детально изучила опыт соседних стран: Украины, Латвии, Молдовы. К разъяснению нюансов нового дела подключились СМИ. При этом страховые тарифы были всем известны уже за 4 месяца до их введения. Устанавливая их, учли и уровень жизни белорусов. Чтобы "не перегнуть", поначалу ставки страховых платежей сделали максимально низкими.

- Средств, которые собрали в первый год страховые компании, едва хватало на выплату компенсаций пострадавшим в авариях, - говорит генеральный директор Белорусского бюро по транспортному страхованию Петр Кучерин. - Однако главная цель была достигнута - люди убедились в необходимости нового вида гарантий на случай ДТП. И теперь можно было браться за совершенствование этого механизма.

Поначалу страховые платежи зависели только от объема двигателя автомобиля. Однако жизнь быстро показала, что это не единственный критерий, который надо учитывать. Так, стало совершенно очевидным, что иномаркам в случае аварии наносится ущерб на значительно большую сумму, чем автомобилям, выпущенным в СНГ. Что, в общем, понятно: западные машины изначально дороже. Поэтому, поднимая уровень страховых взносов, в большей мере сделали это по отношению к владельцам иномарок. К примеру, если сначала за годовую страховку, скажем, на "Жигули" и "Форд" с двигателем в пределах 1800 кубических сантиметров надо было заплатить, в эквиваленте, 11,8 евро, то сейчас - соответственно 15,3 и 23,6 евро. (Средняя зарплата в Беларуси - около 130 долларов). Как видим, платить приходится больше, однако в случае ДТП это себя полностью оправдывает, ведь максимальная компенсация ущерба, нанесенного автомобилю, тоже возросла с 3 тысяч до 5 тысяч евро. В таких же пределах осуществляются выплаты и в случае, если при аварии травмированы водители или пассажиры. Впрочем, если ездить без аварий, то за каждый предыдущий год можно получить скидку 10 процентов. И так - до половины всего платежа. Есть льготы для инвалидов определенных категорий.

Правда, не сразу пришло понимание того, что по обязательному виду автострахования на компенсацию может рассчитывать лишь не нарушивший в ДТП правил движения. Иначе придется возмещать ущерб за свой счет.

"Или заключать договор добровольного страхования", - предлагает более цивилизованный вариант Петр Кучерин.

Еще одна особенность белорусской "автогражданки" - понижающие или повышающие коэффициенты в зависимости от того, где зарегистрирован автомобиль. Если, предположим, ставку для жителя райцентра взять за единицу, то для областного города она выше на 20 процентов, а для Минска - на 30. Зато для жителя сельской местности она будет на 20 процентов меньше базовой. Причина понятна. В крупных городах шансов попасть в ДТП значительно больше, зачастую и их последствия тяжелее. Соответственно, выше и расходы страховых компаний. Так что, в итоге недовольных системой автострахования в Беларуси немного, хотя некоторые и высказывают претензии: мол, замена побитого крыла на 15-летней иномарке на фирменной СТО обходится иногда дороже, чем полученная компенсация. Но ведь надо учитывать, что она выплачивается с учетом износа транспортного средства. Так что, если воспользоваться услугами авторынка и гаражного "дяди Васи", то кое-что можно даже сэкономить.

Как бы то ни было, а в числе водительских документов страховка необходима. За этим строго следят сотрудники ГАИ. При техосмотре и других проверках они обязательно требуют предъявить и страховое свидетельство. Без него эксплуатация автомобиля в Беларуси запрещена. Право контроля имеет и таможенная служба. Кстати, именно по заключению Госавтоинспекции определяется, кто из участников ДТП не нарушил правила и может рассчитывать на компенсацию ущерба. Если виноваты оба водителя, им придется делать ремонт за свой счет.

Около года назад Беларусь вступила в международную систему "зеленая карта". Теперь, выезжая в Европу, не обязательно приобретать страховой полис на границе, это можно сделать в отечественном страховом обществе. Соответственно, и средства идут в государственную казну. При этом ставки страхования для нерезидентов в Беларуси значительно ниже, чем в сопредельных странах (в Литве, например, за 15 дней иностранцу - владельцу легкового автомобиля надо заплатить 70 евро). Сейчас в Белорусском бюро по транспортному страхованию изучается возможность объединения денежной компенсации ущерба и ремонта автомобиля на аккредитованных СТО. Тем самым и качество будет гарантировано, и средства страховых обществ станут расходоваться наиболее рационально. А со следующего года по указу Президента к страхованию гражданской ответственности автовладельцев допускаются лишь предприятия, где доля государства превышает 50 процентов. Тем самым гарантии компенсации возможного ущерба еще более повышаются, а каких-либо неудобств для клиентов не предвидится. Как сообщил корреспонденту "СОЮЗа" генеральный директор крупнейшего на страховом рынке АО "Белгосстрах" Виктор Шуст, это общество уже сегодня обслуживает 63 процента всех договоров обязательного страхования автовладельцев. Причем полис "Белгосстраха" можно купить даже в любом почтовом отделении, а их в Беларуси без малого 4 тысячи.

Что можно сказать о "стыковке" белорусского и российского законодательств в области обязательного автострахования? Поскольку Беларусь ввела его первой, то россияне, приезжая сюда на автомобиле, по незнанию порой попадали в щекотливую ситуацию. Минимальная страховка на 15 дней для иностранца, владельца "Жигулей", стоит 5 евро. Между тем штраф за неуплату может оказаться в десятки раз больше. Неприятно. Однако ставки, по которым сейчас российская сторона предлагает страховать гражданскую ответственность белорусским автовладельцам, оказались в 3-4 раза выше белорусских. И этот разнобой, увы, явно диссонирует с объединительными тенденциями, в том числе с продекларированным стремлением к унификации хозяйственного законодательства.

Как рассказал корреспонденту "СОЮЗа" Петр Кучерин, Белорусское бюро по транспортному страхованию объяснило все тонкости своей работы побывавшей в Минске делегации Российской ассоциации страховщиков. К сожалению, предложение белорусской стороны о взаимном признании страховых обязательств не было принято. Казалось бы, невелика беда, а досадно. К чему лишние заборы на союзном пути городить...