- Каково сейчас положение с учебниками по истории?
- У нас около 70 учебников по истории, рекомендованных Министерством образования. А без министерского грифа - многие десятки. Считается, что учитель может выбрать лучший учебник. Но для этого он должен как минимум их купить, а это недешево. Министерство теперь хочет давать свою рекомендацию трем учебникам, выигравшим конкурс.
Я выступаю за то, чтобы учебники, особенно XX века, были более информативны. Некоторые западные учебники выгодно отличаются в этом смысле от наших. В них много вопросов, которые заставляют оценивать факты истории и исторических деятелей. Спрашивают, например: что вы думаете о личности Бисмарка, хотели бы вы, чтобы у вас в стране был сейчас такой лидер? Таким образом, достигается главная цель образования - научить ученика мыслить.
- Как вы оцениваете преподавание истории в школе?
- Уровень знаний учащихся в последние годы снизился. Особенно в гуманитарном цикле. Дети мало читают. Оценивают литературные произведения, как правило, по художественным фильмам, телепередачам. А ведь сам процесс чтения оказывает в числе прочего нравственное воздействие. Впрочем, интерес к чтению ослаб не только в России. Во Франции даже создана общенациональная комиссия по проблемам родного языка и истории в школе. Французские дети 10-12 лет, как выяснилось, очень плохо знают язык, литературу и историю. История по сравнению с литературой - в более выгодном положении. Здесь не требуется большого объема прочитанной литературы. В курсе школьной истории можно ограничиться и учебником.
- Что из прошлого мешает нашей школе?
- Нам всем надо отходить от идеологизированных схем. У молодого поколения зачастую полное неприятие чужого образа жизни и мышления. Мы должны объяснить школьникам, что такое гражданское общество. Я сторонник того, чтобы иметь такой курс в школьной программе, да и в вузах. В прошлом мы грешили имперским мышлением. Школьникам надо объяснять: размеры территории и количество населения не определяют превосходство того или иного народа.
В науке есть очень перспективная область исследования - образы других народов. Как страны и люди смотрятся в глазах друг друга. Для меня было большой неожиданностью узнать по недавним опросам, что немцы очень хорошо относятся к России и русским. И это несмотря на две страшные войны. Кто-то мне в Германии даже сказал, что общность пролитой крови сближает людей. Неплохо относятся к нам и испанцы. Это, я думаю, память о гражданской войне, о детях, которые здесь воспитывались.
- А наши братья-славяне и другие народы бывшего СССР?
- У нас очень сложная ситуация с наследием Советского Союза. Как освещать в учебниках историю тех стран, которые были в составе СССР? Наш развод не на два дня. В новом учебнике для 11-го класса по отечественной истории, который подготовлен в нашем институте, мы впервые сделали специальный раздел об истории тех народов, которые существовали в XIX-XX веках в составе России и СССР, а теперь стали самостоятельными.
- Что сейчас вызывает наибольший интерес у молодых историков?
- Возрос интерес к ранней истории. Даже судя по нашему институту. Три четверти молодежи, которая пришла к нам за последние годы, работает в области древней истории и истории средних веков. Новая и особенно новейшая история очень политизированна: сегодня пишут так, а завтра по-другому. Если говорить про русскую историю, то многих сейчас интересует XVIII-XIX века: императоры, частная жизнь, повседневная жизнь. Спрос именно на это. Подогревает этот интерес и телевидение. Серия "Повседневная жизнь", начатая во Франции, сейчас популярна во всем мире. Болезни, голод, преступления, трапезы в истории - все это людей крайне интересует.