13.01.2004 02:30
    Поделиться

    Печатный рекорд

    - Петр Юрьевич, Приморье бьет рекорды по числу газет. Сколько их все-таки?

    - В начале 2003 года в крае было зарегистрировано 695 СМИ - электронных и печатных. А 1 января 2004 года их уже стало 711. Только за последний квартал ушедшего года было зарегистрировано девять новых газет, два журнала и восемь электронных изданий и программ. Замечу сразу, у нас самый информационно насыщенный регион Дальнего Востока. В окружном управлении Минпечати в Хабаровске зарегистрировано более 600 изданий, но оно курирует СМИ Хабаровской, Амурской, Сахалинской областей и ЕАО. Но кое-какие издания в нашем крае мы все-таки закрыли...

    - Почему?

    - Мы руководствуемся законодательством о СМИ. Если газета или электронное СМИ не выходит в свет более года, свидетельство о регистрации подлежит аннулированию. У нас есть примеры, когда "ищут пожарные, ищет милиция" и никто не то что редакцию, учредителей СМИ найти не может. Ребята отработали свое на какой-то кампании (часто предвыборной) и исчезли. Но в любом случае решение об аннулировании регистрации принимает учредитель или суд. В ушедшем году в Приморье по решению суда были закрыты свыше 30 СМИ, 9 прекратили свою деятельность по решению учредителей. Зачастую суды проходят без ответчиков: ну не нашли их!

    - А чем объясняется такое огромное количество СМИ на чуть более чем двухмиллионное население Приморского края?

    - Идет увеличение количества городских средств массовой информации в городах и районных центрах, где два муниципалитета: районный и городской. И идет рост количества СМИ узкой направленности, под продвижение конкретной продукции - вот только что мы выдали свидетельство на регистрацию автомобильной газеты. К слову, Приморье лидирует в России по количеству изданий со словом "авто". К этой тенденции - продвижение товара - можно отнести и те издания, которые сейчас уже подают заявку на регистрацию. Это СМИ, которые, как я предполагаю, будут работать на предстоящих выборах, а в Приморье летом выборы мэра Владивостока, а через год выборы губернатора, потом депутатов Законодательного собрания. Ведь в избирательной кампании может участвовать то средство печати или электронное, которое зарегистрировано не менее чем за год до выборов.

    - Петр Юрьевич, вы сталкиваетесь с требованием представителей органов власти повлиять на то или иное СМИ?

    - Сталкивается часто, но мы не принимаем в этом участие. Это "не наша вахта", как говорят моряки, мы следим за исполнением законодательства о СМИ. Но если кто-то пытается использовать нас для политического давления на журналистов, мы всегда стоим на стороне редакционного коллектива. Если в маленьком городке два-три СМИ, значит, общественная жизнь там поляризована предельно. Жалобы на районную газету -это нередко последствия конфликта редакции и главы администрации: "Почему они неправду пишут про главу администрации?". Я всегда стараюсь объяснить, что по закону любой имеет право на ответ, если это право не предоставлено, подавайте в суд.

    - Большинство популярных приморских СМИ родилось лет шесть-восемь назад, в период жесткого противостояния бывших краевой и городской администраций. Сейчас такого противостояния нет...

    - Потому что серьезной оппозиции нет.

    - ...Но у меня такое впечатление, что большинство СМИ законно куплено властью...

    - Договорами на информационное обслуживание. Ощущение верное. И хоть я здесь вторгаюсь в не свойственную моим функциям сферу, но уж поскольку вопрос задан... Эта ситуация временная в силу отсутствия личностей, которые могут предложить гражданам нечто отличное от официальной политики. И редакции, применительно к приморским СМИ, используя это затишье, просто зарабатывают деньги. В хорошем смысле слова зарабатывают: издание газеты, а тем более электронного СМИ - дело дорогое.

    - Но когда платят и платят, и все больше и больше, это опасно для института журналистики. Это даже опаснее, чем случаи, когда редакции заваривают за железной дверью, как это было в Приморье с сотрудниками одной радиостанции.

    -С этим трудно не согласиться. Журналистам кажется, что они продают газетную площадь, а со временем оказывается, что с молотка идет политическая позиция того или иного СМИ. Президент Владимир Путин сказал, что полная свобода прессы в России будет достигнута только с ее экономической независимостью. В министерстве видят эту тенденцию, поэтому предпринимаются меры, направленные на уменьшение экономической несвободы региональных СМИ. Например, выделяются деньги на дотации районным изданиям и электронным СМИ, которые распределяем мы, а не местные администрации. Но всегда и везде выбор, что писать и как - за самими редакционными коллективами и за журналистами. Я им желаю в день российской печати творческих успехов, экономической и политической независимости.

    Поделиться