18.02.2004 15:24
    Поделиться

    Сахалин. Вас залечили...

    На следующий день пенсионер отправился на такси в больницу, там ему оказали первую помощь и посоветовали записаться к хирургу в поликлинику по месту жительства. В понедельник участковый врач, осмотрев больную ногу, назначил рентген, выписал лекарства и отправил лечиться - до пятницы. Но лечение результата не принесло: опухоль увеличилась и сползла вниз по ноге. Участковый врач грубо отчитал больного, обвиняя в том, что он не выполнял врачебные указания. И даже пригрозил записью в больничном листе о нарушении режима.

    Отчаявшиеся родственники пенсионера приняли решение обратиться в платную поликлинику к другому специалисту.

    В платной поликлинике хирург, осмотрев больного, его медицинскую карту и рентгеновский снимок, заявил, что участковый врач с самого начала поставил пенсионеру неправильный диагноз и, соответственно, назначил неправильное лечение. За это время положение больного ухудшилось настолько, что потребовался курс лечения в стационаре.

    После десяти дней, проведенных на больничной койке, пенсионер чувствует себя хорошо. Однако это благополучие обошлось ему в сумму более пяти тысяч рублей...

    В такие ситуации, увы, люди попадают часто. И порой не знают, где искать выход. За разъяснениями мы обратились к начальнику отдела Фонда Обязательного медицинского страхования Алексею Денисиевскому.

    Компетентно

    Можно ли добиться возврата денег, которые больной был вынужден заплатить за лечение?

    Медицинские услуги по линии ОМС оказываются бесплатно в поликлиниках по месту жительства. Деньги на эти цели поступают из средств единого социального налога, который в обязательном порядке отчисляют предприятия, где работают потенциальные посетители медицинских учреждений.

    За неработающее население деньги в ОМС отчисляют муниципалитеты, то есть администрации городов и поселков. На сегодняшний день на одного неработающего гражданина в Сахалинский Фонд Обязательного медицинского страхования поступает всего 20 рублей в месяц.

    Страховые компании отвечают не только за то, чтобы медицинская помощь была оказана пациенту, но и за качество этой помощи. Гарантом этого служит медицинский полис, который каждому гражданину выдают на руки.

    Итак, создается впечатление, что государство предприняло все необходимые шаги, чтобы мы гарантированно получали полноценную медицинскую помощь. Однако в реальной жизни часто все происходит наоборот - как в приведенном примере с пожилым мужчиной.

    Как не попадать в подобные ситуации?

    - Любое повторное обращение в эту же поликлинику самим гражданином не оплачивается. Если после лечения в поликлинике по месту жительства, по мнению пациента, ему стало хуже, то есть назначенное лечение не дало результатов, больной должен поступить следующим образом.

    Прежде всего можно вызвать врача на дом по телефону, причем сделать это вы имеете право до полудня, а не только с раннего утра, как требуют в некоторых поликлиниках. Запомните: вызовы на дом никто не отменял, и этот вид медицинских услуг также оплачивается за счет средств ОМС. Отказы от обслуживания на дому со стороны врачей незаконны!

    Во-вторых, если больной недоволен качеством оказанной медпомощи, ему нужно обращаться к заместителю главврача по лечебной части в этой же поликлинике. В этом случае представитель администрации поликлиники внимательно изучит записи, сделанные во время приема участковым врачом, затем осмотрит больного самостоятельно и установит правильность диагноза, поставленного участковым врачом. При необходимости правильность диагноза будет проверять консилиум врачей данной поликлиники.

    После этого больному, скорее всего, будет поставлен правильный диагноз и назначено соответствующее лечение. То есть в этом случае обращение в платную поликлинику, как это сделал ваш читатель, не понадобится.

    Какие медицинские услуги население должно оплачивать?

    В любом лечебном учреждении на видном месте должны быть размещены стенды с информацией о том, что входит в перечень услуг, оплачиваемых за счет средств Фонда Обязательного медицинского страхования. Также на других стендах должен быть размещен и перечень платных медицинских услуг и их стоимость.

    Могут ли услуги, входящие в перечень ОМС, предоставляться на платной основе?

    Только в двух случаях:

    1. Если больному при лечении были предоставлены условия повышенной комфортности (только с его согласия!).

    2. За срочность лечения. Как правило, это случаи, когда больному необходимы безотлагательные исследования с помощью аппаратов УЗИ, физио- или другой аппаратуры, консультации таких узких специалистов, как кардиолог, эндокринолог, отоларинголог, к которым существует многодневная предварительная запись, то есть очередь для бесплатного обслуживания застрахованных граждан.

    Понесет ли наказание врач, назначивший неправильное лечение?

    По законодательству считается, что врачебные ошибки допустимы. Поэтому степень наказания врача зависит от степени вины в каждом конкретном случае.

    Если врач-эксперт дал заключение: помощь участкового врача оказана некачественно, врача накажут в административном порядке (объявят выговор, лишат премии или других доплат), но при этом он будет продолжать работать.

    Пациенту, написавшему жалобу, страховая компания также направляет результаты проведенной экспертизы в письменном виде. После чего пострадавший пациент вправе подать заявление в суд о возмещении морального вреда и материальных убытков за вынужденное лечение в платной клинике.

    Кстати

    В 2002 году в Сахалинской области по линии ОМС по жалобам застрахованных граждан проведено 123 экспертизы качества оказания медицинских услуг, а в 2003 году - 62. Однако статистика говорит, что прецедентов, когда пациенты обращались в суд с жалобой на неправильное лечение, пока единицы...

    Поделиться