- Юрий Витальевич! Как вы оцениваете состояние московских памятников?
- Не буду голословным, приведу цифры. На 1 января 2004 года в Москве под государственной охраной находилось свыше 4720 памятников истории и культуры. Кроме того, на территории города имеется еще 1942 выявленных объекта культурного наследия и более 12 тысяч объектов исторической застройки, формирующих градостроительную среду исторического центра столицы. Они тоже находятся под контролем Главного управления охраны памятников Москвы и расположены в основном в Центральном административном округе. Начиная с 1988 года практически на всех этих объектах планомерно ведутся ремонтно-восстановительные работы, которые позволяют их содержать в нормальном инженерно-техническом состоянии. Комплексные научные реставрационные работы выполнены на 457 памятниках, еще у 968 восстановлены фасады зданий. В результате завершена реставрация известных всему миру корпуса Сената и Большого Кремлевского дворца в Московском Кремле, Третьяковки, Старого гостиного двора, Государственного исторического музея, гостиниц "Националь" и "Метрополь" и многих других зданий и сооружений. Москвичи могут не стыдиться за их состояние ни перед памятью предков, ни перед потомками.
- На какие же деньги ведется эта грандиозная работа?
- Из 24 миллиардов рублей, потраченных на реставрацию и реконструкцию, лишь около 30 процентов - средства из бюджета города.
- А остальные? Неужели можно заинтересовать инвесторов заниматься чужой собственностью как своей?
- Именно это и делает Москва.
- Каким же образом?
- Разрешение на ремонтно-реставрационные работы утверждается постановлением правительства Москвы. Оно же в свою очередь принимается на основании планово-реставрационного задания Главного управления охраны памятников Москвы. По окончании работ здание остается в собственности города. С инвестором же заключается долгосрочный договор аренды на пользование памятником. А понесенные им затраты на восстановление здания засчитываются в счет арендной платы.
- Насколько успешен этот механизм?
- Судите сами. Именно на таких началах приведена в порядок, например, усадьба Салтыковых-Чертковых на ул. Мясницкой, 7/3, памятник архитектуры конца ХVIII - начала ХIХ века. Для того чтобы освободить его от расположенных там прежде ГУПа "Трест "Шахтспецстрой" и Центрального Российского дома знаний, инвестор сначала отремонтировал другой памятник - жилой дом первой половины ХIХ века, куда и переселил их. Дом же на Мясницкой после окончания работ он получил в аренду сроком на 49 лет.
- А неудачи случаются?
- И такое бывает. На той же улице Мясницкой, 19, стр. 1, никак не удается отреконструировать "Магазин "Чай", известный как "Дом Перлова на Мясницкой". Дело в том, что выселение арендаторов там сопровождается длительными судебными процессами, что очень осложняет планы и города, и инвестора.
- Есть ли уже какой-то рецепт восстановления памятников, который правительство Москвы считает наиболее надежным?
- Один я уже назвал - проведение реконструкции за счет инвестора с последующим зачетом понесенных расходов в арендные платежи. Другой состоит во включении памятника в качестве инвестиционной составляющей в проект реконструкции двух или более объектов. Таким образом, например, на Староконюшенном переулке, 36, был восстановлен так называемый "Дом Пороховщикова". Его реконструкция стала своеобразной нагрузкой при строительстве жилого дома на свободном соседнем земельном участке. Платой инвестору за выполненные работы стало выделение 70 процентов площади в этой новостройке. А город получил восстановленный памятник и еще 30 процентов вновь выстроенного дома.