Известные военные эксперты Владислав Шурыгин и Александр Зимовский недавно провели в соцсетях стрим (прямой эфир) по теме "Новая революция оружия". Они попробовали ответить на вопросы: Что отменит, а что нет из существующих вооружений опыт СВО? Какой станет боевая техника через 10 лет?
Ниже публикуются выводы, к которым пришли аналитики.
К 2035 году российские танки, вероятно, станут модульными, с необитаемыми башнями и уменьшенной боевой массой (42-45 тонн). Получат усиленную защиту от дронов и искусственный интеллект для автономной работы. Основным вооружением станут 125-мм пушки с поддержкой ракет и дронов-корректировщиков. Реализация зависит от развития собственной российский современной микроэлектроники.
На первый план выйдут полностью автоматизированные самоходные артиллерийские установки с дальностью до 100 километров за счет новейших метательных зарядов. Использование "умных" снарядов и полная интеграция с разведывательными БПЛА позволит поражать движущиеся цели в реальном времени. Ключевые условия - массовое производство высокоточных боеприпасов и развитие модели разведывательно-ударный контур/комплекс.
Боевые машины пехоты наберут вес - 35-40 тонн - и получат артиллерийские автоматы калибра до 57 мм. А бронетранспортеры сохранят легкость для мобильности. Все платформы получат встроенные дроны и будут работать в единой цифровой сети. Десантное отделение уменьшится в пользу усиления защиты пехотинцев.
Акцент сместится на дальние ракетные удары, сочетаемые с массовым применением ударных БПЛА в полосе фронта на глубину вторых эшелонов. Пилотируемые аэропланы-штурмовики уступят место дронам типа "Охотник". Вертолеты получат системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и лазерную защиту. Однако их противотанковая/штурмовая роль продолжит обнуляться.
Солдаты дождутся облегченных экзоскелетов, "умных" прицелов и бронежилетов с датчиками, реагирующими на угрозу поражения. Дополненная реальность и персональные дроны станут стандартом нижних тактических единиц. Полное переоснащение станет возможно только на условиях крупных и постоянных финансовых вложений в этот человеческий и военно-технический сегмент.
Виктор Мураховский, военный эксперт:
В Первой мировой войне авиация применялась для достижения трех целей: разведки, бомбардировки и истребления авиации противника. Если к началу войны существовал только один тип военного самолета - самолет-разведчик, то к концу войны авиация делилась на истребители, бомбардировщики, разведчики и т.д. В начале Первой мировой бой между двумя самолетами велся в большинстве случаев по принципу тарана или при помощи личного оружия летчиков. Позже тактика воздушного боя сводилась к тому, чтобы оказаться сзади самолета противника с целью расстрелять его из автоматического оружия.
В годы Второй мировой войны советскими ВВС на врага было сброшено 700 тыс. тонн бомб. Главная тяжесть авиационной борьбы с противником легла на фронтовую авиацию. На авиаподдержку соединениями и частями было произведено 46% самолето-вылетов. На борьбу за господство в воздухе - 35% самолето-вылетов. На разведку только фронтовая авиация израсходовала 11% всех самолето-вылетов.
Сейчас БПЛА повторяют путь, пройденный пилотируемой авиацией за годы Первой и Второй мировых войн. Сегодня дроны расходуют на разведку не более процентов, чем пилотируемая авиация. На бомбардировку целей тратится основная доля вылетов БПЛА (дроны-камикадзе и дроны со сбросами). Истребительная авиация занимает мизерную долю.
В то же время истребительные задачи никто с БПЛА не снимал. Думается, вскоре доля истребителей будет расти и достигнет тех уровней, которые характерны для фронтовой авиации в годы Второй мировой войны.