Рассказать об этом решении суда "РГ" попросила судью Верховного суда, рассмотревшего это гражданское дело, Владимира Зайцева:
- 24 мая этого года Верховным судом было рассмотрено дело по заявлению Андрея Строкатова. Он просил признать частично недействующим пункты 3.2, 4.50 "Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исправительной системе Министерства юстиции". Инструкция была утверждена приказом Министерства юстиции РФ от 5 мая 2000 года N 145, в редакции от 5 февраля 2004 года N 28.
Этими пунктами инструкции предусмотрено, что для возобновления выплаты пенсии необходимо предоставить в пенсионный орган по месту жительства справку с места жительства или выписку из паспорта о регистрации по месту жительства. Представление такой выписки обязательно и в случае, если пенсионер место жительства поменяет.
Андрей Васильевич Строкатов - майор внутренней службы в отставке - приобрел право на получение пенсии за выслугу лет. Он обратился в суд с заявлением и попросил признать не действующими в пункте 3.2 инструкции слова "по месту жительства" и "и справкой с места жительства или выпиской из паспорта о регистрации по месту жительства". А в пункте 4.50 этой же инструкции слова - "и выпиской из паспорта о регистрации по новому месту жительства". Из-за этих слов ему прекратили платить пенсию за выслугу лет. Дело в том, что Строкатов с 2001 года живет в Москве, но имеет здесь не постоянную, а временную регистрацию.
Рассмотрев требования Строкатова, суд их частично удовлетворил. Суд признал частично не действующими (с того дня, когда решение суда вступит в законнную силу) пункт 3.2 инструкции в части слов "и справкой с места жительства или выпиской из паспорта о регистрации по месту жительства" и пункт 4.50 - в части слов "и выпиской из паспорта о регистрации по новому месту жительства".
Вынося такое решение, Верховный суд исходил из следующего. Есть Закон "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей". Установив в части 1-й статьи 56 этого закона общий порядок выплаты назначенных пенсий по месту жительства пенсионеров, законодатель не раскрыл понятие "место жительства" применительно к этому закону и не поставил право на пенсионное обеспечение в зависимость от наличия или отсутствия у пенсионера регистрации по месту жительства или месту пребывания. В такой ситуации надо учитывать другое действующее законодательство, в котором раскрывается понятие "место жительства".
Из анализа положений части 1-й 20-й статьи Гражданского кодекса РФ и статьи 2 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вытекает, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является только одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения человека по месту жительства или пребывания.
Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства человека на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
По части 2 статьи 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения..." регистрация или отсутствие ее не может быть основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами страны.
В нарушении этих норм законов минюст признал в инструкции наличие регистрации по месту жительства в качестве обязательного условия реализации гражданами права на пенсию по Закону "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..."
Поскольку, несмотря на наличие у человека права на пенсию, реализация этого права поставлена инструкцией в зависимость от наличия регистрации по месту жительства, Верховный суд признал их недействующими.