Автогражданка: год спустя
По мнению участников обсуждения, самым узким местом является экспертная оценка последствий ДТП. Экспертов в этой области достаточно, но вот их квалификация оставляет желать лучшего.
Как выяснилось, ни в законе, ни в подзаконных актах нет четкого разграничения полномочий экспертов и оценщиков. Оценщики имеют право только определять стоимость ремонта, а эксперты - технологию и объем ремонта. Что получается по жизни? Найти эксперта в случае ДТП можно, а вот с оценщиками напряженно. Некоторые участники "круглого стола" предлагают простой выход: пусть эксперты дают заключение не только по технической стороне ДТП, но и по стоимостной.
Отдельная проблема - определение стоимости ремонта в результате ДТП. Закон требует учитывать в этом случае износ, но запчасти, которые требуется заменить, новые. В результате фактическая цена ремонта оказывается намного выше страховой компенсации, что, естественно, приводит к конфликтам. При этом дельцы от автосервиса зачастую стараются максимально задрать цены. Правильным было бы, считают специалисты, устанавливать цену на уровне рыночной по легализованному ассортименту, но по самому дешевому прейскуранту. Кстати, сегодня ни у оценщиков, ни у экспертов нет полного реестра цен на запчасти в конкретном регионе.
Несмотря на то, что ОСАГО существует всего год, творческая мысль криминала не дремлет. На "круглом столе" подробно говорилось о многочисленных схемах мошенничества вокруг обязательного страхования, когда инсценируются аварии и угоны. Судя по всему, этим вплотную займется недавно созданное Агентство по безопасности страховой деятельности. Но это проблема страховых компаний. Между тем остается неясным, как будет и будет ли вообще решаться проблема добросовестных владельцев полисов ОСАГО: с момента ДТП до получения компенсации понесенных потерь проходит много месяцев изнурительного хождения по инстанциям и ожидания. Многочисленные жалобы автовладельцев пока не дали никаких результатов.