Такую сенсационную новость со ссылкой на слова главы Пенсионного фонда Геннадия Батанова распространили вчера практически все информагентства. Аналогичные сообщения, якобы прозвучавшие из уст официальных лиц, на протяжении последних нескольких лет появлялись неоднократно. И всякий раз - буквально на следующий день опровергались теми же самыми официальными лицами. И на этот раз "РГ" попыталась выяснить, было ли вчерашнее сообщение очередным журналистским проколом (или неловкой попыткой найти "жареную" тему) или в правительстве в самом деле готовится подобное решение?
Вопрос тем более актуальный, что, как не раз сообщалось, уже в будущем году Пенсионный фонд будет испытывать недостаток поступления средств, предназначенных для выплаты пенсий, возникающий из-за снижения ЕСН и пенсионных отчислений. Чтобы возникающий дефицит не сказался на выполнении фондом обязательств перед пенсионерами (а пенсии нужно не только исправно выплачивать, но и регулярно повышать), в пенсионном ведомстве и правительстве уже подсчитали, что в 2005 году придется почти целиком использовать пенсионные резервы. Эту "заначку" объемом около 100 миллиардов рублей ПФ сформировал, приступая к реформированию пенсионной системы. В прошлом году и в нынешнем денежки не понадобились, а в будущем придутся как нельзя более кстати.
Собственно, эти проблемы и обсуждались вчера в Совете Федерации на "круглом столе", посвященном формированию бюджетов государственных внебюджетных фондов. (Снижение ЕСН затрагивает, естественно, не только Пенсионный фонд, но также фонды социального и медицинского страхования.) Что касается конкретно Пенсионного фонда, на него в 2005 году ляжет двойная нагрузка: ведь ведомству предстоит производить ежемесячные денежные выплаты льготникам, заменяющие натуральные льготы.
Впрочем, у фонда и федерального бюджета по части социальных выплат солидарность обоюдная: необходимые суммы для выполнения всех обязательств пенсионному ведомству добавит бюджет. Таким образом, и об этом говорили вчера участники "круглого стола", на будущий год бюджеты социальных фондов сбалансированы.
А дальше могут возникнуть трудности. Особенно, если, вопреки ожиданиям правительства, сэкономивший на снижении ЕСН бизнес не станет легализовать зарплату и будет продолжать "зажимать" социальных отчислениях.
Об этом, кстати, говорил Геннадий Батанов на недавнем "Деловом завтраке" в нашей редакции.
Как ни крути, если в пенсионной копилке покажется дно, и доходы ведомства не удастся нарастить, правительству придется вводить режим экономии. Радикальных вариантов два: либо уменьшать пенсии, либо поднимать пенсионный возраст. Впрочем, есть и другие возможности: например, пересмотреть шкалу регрессии по уплате ЕСН (сегодня получатели больших зарплат платят ничтожные социальные отчисления). Или вновь увеличить страховые пенсионные отчисления (но это, по сути, шаг назад к увеличению ЕСН). Или взимать дополнительный пенсионный процент не с работодателя, а непосредственно с зарплаты самого работника. Каждый вариант имеет свои положительные и негативные моменты. Дело серьезное и, в общем-то, взрывоопасное. Но обсуждать и просчитывать эти варианты (причем и по разным сценариям, закладывая более и менее оптимистичные варианты экономического развития в стране) необходимо. Чтобы в один прекрасный день не оказаться у разбитого корыта, как это было в середине девяностых, когда долги по пенсиям достигали полугода и больше.
Что касается прямого и резкого повышения пенсионного возраста, это, прямо скажем, весьма пессимистичный сценарий, и руководители страны не раз заявляли, что по такому пути идти нельзя. Например, министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов говорил, что нельзя повышать пенсионный возраст в России, когда средняя продолжительность жизни мужской части населения всего 59 лет и не дотягивает даже до нынешнего пенсионного возраста - 60 лет.
Кстати, и вчера в том же ключе, комментируя сообщение, выступил помощник премьера Александр Починок.
Уже в конце дня "РГ" удалось связаться непосредственно с Геннадием Батановым, для которого трактовка журналистами сказанного им на "круглом столе" оказалась довольно неожиданной.
- Я действительно говорил, что повышение пенсионного возраста используется правительствами многих стран в качестве способа стабилизации финансового положения пенсионной системы. Тем более что это происходит по мере увеличения продолжительности жизни во многих развитых странах. Чего, к сожалению, о России пока сказать нельзя. Кроме того, стоит учесть, что применение подобных мер на практике, как показал, к примеру, недавний опыт Франции, приводит к массовым протестам и росту социальной напряженности. Может быть, имеет смысл обсудить возможность, если в будущем возникнет такая необходимость, поэтапного, в течение нескольких лет, увеличения пенсионного возраста.
В любом случае решения такого рода - это сугубо политические решения, и Пенсионный фонд - ведомство скорее техническое, не обладающее правом законодательной иннициативы. Наше дело - исполнять социальные обязательства государства перед населением.
Досье "РГ"
В большинстве стран пенсионный возраст, установленный в соответствии с рекомендациями МОТ, наступает в 65 лет как для мужчин, так и для женщин.
Правда, среди европейских стран есть отклонения. Например, в Дании на пенсию отправляются в 67 лет, в Италии - 57 для женщин и 62 для мужчин, в Греции возрастная пенсионная планка опущена до 60 лет лишь для женщин. Год назад французское правительство объявило о повышении возраста выхода на пенсию с 60 до 65 лет, что вызвало массовые акции протеста.
Трудовой стаж, необходимый для получения пенсии в полном объеме, варьируется в разных странах куда более значительно, причем половые различия почти нигде не учитываются. В Италии и Дании, чтобы получить максимальную пенсию, нужно отработать 40 лет, в Англии - 27, в Швеции - 30, в Бельгии - 45 лет для мужчин и 40 - для женщин.