Минфин - против согласования цен

Напомним, что в начале ноября минфин внесет в правительство законопроект, касающийся трансфертного (внутрикорпоративного) ценообразования. Решение подготовить эти поправки было принято на недавнем заседании кабинета министров, на котором рассматривались возможности совершенствования налогового администрирования. Ряд мер, предложенных финансовым ведомством, эксперты оценивают как попытку реализовать давние мечты налоговых органов, ранее не поддержанные ни правительством, ни Думой. Среди них и борьба с трансфертным ценообразованием. Законопроект о внесении в Налоговый кодекс статьи о регулировании внутрикорпоративных цен был разработан еще 4 года назад, но дальше предварительного обсуждения дело не продвинулось. Сейчас есть все шансы, что идея будет реализована. В условиях снижения налоговых ставок усиление налогового администрирования становится первоочередной задачей. Возможность "прижать" приверженцев корпоративных цен дает хороший шанс пополнить госказну в короткий срок. Минфин рассчитывает, что поправки в Налоговый кодекс Дума успеет принять до конца года, и уже в следующем году они вступят в действие.

Трансфертные цены - это те цены, по которым производится продажа сырья, комплектующих или оборудования в рамках транснациональной корпорации, совместного предприятия, между подразделениями в разных странах. Возможность устанавливать эти цены ниже или выше рыночных позволяет корпорациям перераспределять прибыль между материнскими и дочерними компаниями, выводить прибыль из стран, где действуют ограничения на вывоз капитала, завоевывать новые рынки сбыта за счет искусственного снижения цен на продукцию. Но основная цель внутрикорпоративного ценообразования - минимизация налогообложения. Схема, которая при этом используется, чрезвычайно проста. Главная компания поставляет продукцию по трансфертной цене, которая гораздо ниже рыночной, родственной фирме, зарегистрированной во внутреннем или иностранном офшоре.

Проблема эта давно стала головной болью налоговиков, причем не только российских. На Западе фискальные органы столкнулись с транcфертными ценами еще в середине прошлого века, почти сразу после появления первых крупных транснациональных корпораций. Россия встретилась с этим гораздо позже. Но сейчас трансфертное ценообразование между афиллированными компаниями и взаимозависимыми фирмами широко используется для занижения налоговых платежей. По данным экспертов, 30-50 процентов мирового экспорта товаров и услуг сейчас проводится на основе внутрикорпоративных цен.

Что же конкретно предлагает предпринять минфин против искуственного занижения цен? Предлагается внести большие изменения в статьи 20 и 40 второй части Налогового кодекса.

В частности, уточнить перечень лиц, которые во внесудебном порядке признаются взаимозависимыми. Этот список будет расширен за счет следующих случаев: компании, которые управляются одними и теми же лицами или имеют одинаковый состав акционеров; лица, участвующие в одном и том же товариществе; фирмы, у которых один и тот же состав акционеров. Сейчас взаимозависимыми считаются только дочерняя и материнская компании, хотя в судах удается доказать взаимозависимость компаний и по неформальным признакам. Так, компании, заключающие сделки с фирмами-однодневками (не представляющими отчетность или должным образом не зарегистририроваными), тоже могут быть признаны взаимозависимыми. Заключение таких сделок минфин также предлагает сделать формальным основанием для признания взаимозависимости.

Сергей Шаталов говорит, что признание компаний взаимозависимыми еще не значит, что им обязательно будут доначислены налоги. Однако эти фирмы попадут в зону пристального внимания налоговиков. В случае, если сделки между ними будут заключены не по рыночным ценам, будет предъявлено требование доплатить налоги. Впрочем, компания может доказать, что занижение цены не имело своей целью уход от налогов. Если цена сделки вдвое ниже рыночной, компания может объяснить это, например, демпингированием цен для захвата рынка.

В любом случае таким компаниям нужно иметь документы, обосновывающие ценообразование при заключении сделок между ними: это расчеты и данные маркетинговых исследований.

Отметим, что определение рыночной цены остается самым скользким вопросом в доначислении налогов. Какие источники должны использоваться при ее определении? В Налоговом кодексе сказано, что можно привлекать официальные источники информации. Но тут возникает проблема: имеются в виду только российские источники или можно использовать информацию иностранных государственных органов, означает ли термин "официальные источники" только федеральные органы или региональные и местные власти. Возможным выходом могло бы стать появление государственного органа, который занимался бы представлением информации о рыночных ценах, но его создание, по словам Сергея Шаталова, пока не обсуждается. В качестве частичного выхода минфин предлагает расширить перечень источников информации. Так, по биржевым товарам должны приниматься в расчет биржевые котировки. Это предложение также содержится в законопроекте.

   мнение

Оксана Дмитриева,
член комитета Госдумы по бюджету и налогам

- Я считаю, что это недопустимая вещь в налогообложении, чтобы параметры налогооблагаемой базы оставлялись на усмотрение чиновника. Это фактически означает переход к индивидуальной системе налогообложения, когда индивидуально будут задавать каждому налогоплательщику, сколько он должен заплатить в бюджет. Если это будет доведено до закона и начнет применяться на практике, то это будет противоречить Конституции, поскольку там предполагается равное и справедливое налогообложение. И что, не может быть дифференциации налогообложения в зависимости от каких-то индивидуальных характеристик налогоплательщика? Тем более само правительство признает, что доля ухода от налогов через трансфертное ценообразование существенно уменьшилась после того, как налог на добычу полезных ископаемых был установлен в зависимости от добытых полезных ископаемых в фиксированном размере. Это во многом нейтрализует возможность ухода от налогов через трансфертное ценообразование. С уходом от налогов в вертикально интегрированных компаниях можно бороться по-другому. Например, за счет сдвига налогового пресса на налог на добычу полезных ископаемых, дифференцированный НДПИ, который будет зависеть от конкретных характеристик объектов природопользования. Есть цивилизованные способы борьбы с этим злом, почему нужно применять какие-то экзотические?