Как изменится автогражданка
Вероятно, именно в связи с новыми предложениями руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев решил объяснить народу, каких именно новаций стоит ожидать, а каких - не стоит.
Для начала он напомнил о том, что в Европе осталась лишь одна страна, в которой нет ОСАГО, - это Армения. Во всех других обязательное страхование давно действует. А затем обозначил основные проблемы, возникшие у участников процесса из-за введения "автогражданки".
Тарифы
Большинство автолюбителей считают, что они сильно завышены.
По мнению начальника Росстрахнадзора, однозначно завышены тарифы в Москве. Коэффициент 2, принятый для этого региона, не отражает убыточности. Не столь уж много аварий происходит в столице. К слову, в Санкт-Петербурге количество заявленных страховых случаев в четыре раза выше, нежели в Москве. Правда, московские заявленные убытки в два раза выше, нежели в Северной столице. То есть в Москве бьются реже, но уж если бьются...
Так же совершенно не отражает действительность коэффициент на мощность двигателя. Считалось, что чем больше мощность, тем опасней машина, но практика показывает, что аварийность от мощности двигателя никак не зависит.
Также завышены тарифы на мотоциклы и мопеды. Очень частый вопрос: почему я за свой "Урал" с коляской плачу больше, чем мой сосед за новенькую "Ладу".
Но в целом, считает Илья Ломакин-Румянцев, тарифы угаданы верно. А поэтому то, что касается законодательных инициатив, речь идет лишь о частичной корректировке тарифов. "Представьте себе депутата, - говорит Илья Вадимович, - который встанет и предложит сократить коэффициент для Москвы и убрать коэффициент на мощность двигателя".
Сейчас для первой корректировки тарифов, а точнее, коэффициентов к ним, статистика практически готова. Дело осталось за малым: рассчитать новые и предложить их правительству.
Лимит выплат
Конечно, его надо увеличивать, считает начальник Росстрахнадзора. Как известно, общий лимит выплат 400 тысяч рублей, из которых 160 - за "железо", оставшиеся 240 - за жизнь и здоровье. Все это при нескольких пострадавших. Выплаты по "железу", то есть материальному ущербу, у некоторых компаний уже перевалили за сто процентов, в то время как по жизни и здоровью они не превышают и трех процентов. Невыплаты по жизни и здоровью - это миллиарды рублей. Связанно это с тем, что наша медицина - бесплатная. Соответственно, максимум, что требуют со страховых компаний, - это оплата лекарств. Примерно то же самое касается и смерти: максимум, что требуют, - оплата ритуальных услуг. Это примерно 10 - 12 тысяч рублей. Ни родственники, оставшиеся без кормильца, ни прочие члены семьи в счет не идут.
По мнению Ломакина-Румянцева, можно было бы сделать фиксированную выплату по смерти, например 100 тысяч рублей. Но это в свою очередь может увеличить стоимость полиса.
Опять двадцать пять? Нет, начальник страхнадзора утверждает, что за время действия ОСАГО - полтора года - инфляция, составившая 16 процентов, уже съела часть тарифов. Но автовладельцам от этого легче не становится.
Коллизии
Помимо изменений тарифов, правительству, и в частности минфину, предстоит задача привести текст закона в соответствие с действующим законодательством и реалиями. Коллизий и белых пятен в законе много, а страховщики этим пользуются. По словам Ильи Вадимовича, "страховщики склонны выполнять букву закона, а не его дух".
Есть в тексте такое понятие: "внутренняя территория организации". Что это такое в самом законе не объясняется. Нет такого термина и в других нормативных актах. Но все примерно догадываются, о чем идет речь. А посему из всех заявленных ДТП страховая компания смело исключает ДТП произошедшие, скажем, на автозаправочной станции - ибо это "внутренняя территория организации". Также исключаются аварии на парковках, в гаражах...
- Я хочу посмотреть на того, кто это придумал, - говорит Ломакин-Румянцев. - Пусть объяснит, что он имел в виду.
Голосование ногами
Чтобы с решением проблем в страховой компании не возникало проблем, надо как-то обязать страховщика их решать. Как сейчас действует наша система обязательного страхования? Вы страхуете свою ответственность и, не дай бог, попадаете в аварию. Далее к страховщику приходит пострадавший от вас человек и требует денег. Страховщик его знать не знает, и знать не хочет. Требует с него сонм документов, в том числе и ваше заявление. А вам лень писать заявление. Вы все проблемы сбросили на страховщика. И мыкается пострадавший между вами и вашей страховой компанией. По сути, получается двойное наказание для ни в чем не повинного человека: первое - вы попортили ему машину (в лучшем случае), второе - он пытается получить денег с вашей страховой компании, которую первый раз в жизни видит. Бред? Бред.
Ломакин-Румянцев предлагает следующий выход из этой ситуации. Необходимо сделать так, чтобы, скажем, в подобной ситуации проблему "разруливал" тот, кто виновен. Совершил ДТП, сам обращайся в свою страховую компанию, и пусть она договаривается с пострадавшим. А если не смогла, не договорилась, то и клиента может потерять. Но это возможно только при том, что все стандарты страхования для всех компаний одинаковы. Достичь такого в России возможно года через три, - скромно оговаривается руководитель Росстрахнадзора.