11.12.2004 04:00
    Поделиться

    "ЛУКОЙЛ" пошел на снижение

    Очевидно, что тем самым власть обозначила свою стратегию разрешения бензинового кризиса, чреватого и экономическими, и социальными потрясениями. Достаточно сказать, что за 11 месяцев 2004 года цена бензина А-76 подскочила в России на 45 процентов, Аи-93 - на 27, а дизтоплива и вовсе на 61 процент. Средний же показатель роста цены на нефтепродукты составил 33 процента. За тот же период прошлого года - 16 процентов. Особенно бурно цены росли летом и в два первых осенних месяца.

    А в октябре и вовсе возникла шокирующая неприятность - дефицит нефтепродуктов. Дело дошло до введения лимитов на продажу керосина отечественным авиаперевозчикам.

    За причинами далеко ходить не надо, они общеизвестны: массовый вывоз нефти и картельный сговор вертикально-интегрированных компаний и королей бензоколонок. Но нынешнее законодательство против сговора бессильно. Доказать его в суде почти невозможно, если только заговорщики сами в этом не покаются. Потому кризис разрастался в последние месяцы как снежный ком. Призывы к чиновникам исполнительной власти найти решение проблемы звучали эффектно и актуально, но не более того.

    В нем, что любопытно, констатируется "недостаточное государственное регулирование рынка нефтепродуктов". Но президентское "ноу-хау", как нетрудно увидеть, состоит в другом подходе. "Мы не собираемся переходить к строгому государственному регулированию и подавлению", - подчеркнул президент. В другом соль: нефтянка должна работать на экономику, а не подрывать макроэкономическую стабильность.

    "ЛУКОЙЛ", например, намерен добиться от розничных продавцов снижения цен. В ноябре, как говорит статистика, оптовые цены уже снизились, но на рознице это никак не отразилось. Не было на то сигналов со стороны "материнских" компаний? Теперь, думается, уж точно будут посланы.

    16 ноября вице-президент компании Леонид Федун заявил, что через 2-3 недели готов представить в правительство "разработанный механизм приостановки роста цен на нефтепродукты". Как сказали "РГ" в пресс-службе "ЛУКОЙЛа", такой документ уже существует и будет обнародован 14 декабря, но подробности сообщить отказались.

    Остается оценить последствия этого "первопроходческого" шага. Компания контролирует сейчас 19 процентов российской добычи нефти и 19 процентов нефтепереработки. Владеет 4 крупными НПЗ, производящими 34 миллиона тонн нефтепродуктов в год. "ЛУКОЙЛ" осуществляет оптовую и розничную продажу нефтепродуктов в 60 регионах страны (1456 АЗС). Словом, один из крупнейших и влиятельных игроков на топливном рынке. Ведь каждый шестой литр бензина и каждая пятая бочка керосина, покупаемые в России, произведены этой компанией. Именно поэтому эксперты сходятся на том, что если "ЛУКОЙЛ" действительно пойдет на понижение, то другие операторы рынка вынуждены будут последовать примеру. Кстати, "ЛУКОЙЛу" придется решать и другие проблемы. Нарушения компанией антимонопольного законодательства вчера подтвердил Арбитражный суд Ставропольского края. Он признал законным вынесенное в июне этого года постановление краевого управления ФАС. Тогда антимонопольщики уличили в ценовом сговоре 9 компаний, работающих в этом регионе. Среди них была и "дочка" "ЛУКОЙЛа" - ООО "ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт". Это к вопросу о стимулах, имеющихся у государства.

    Поделиться