А ведь еще не успели остыть страсти вокруг покупки акций "Юганскнефтегаза" государственной компанией "Роснефть". За что, спрашивается, боролись?
Герман Греф считает - и это уже не первое его публичное заявление, что госсупермонополия, образующаяся в нефтяном секторе, невыгодна экономике. А в качестве примера он в очередной раз сослался на неэффективную и нерыночную деятельность государственного "Газпрома". Кстати, реакция "Газпрома" на "обвинения" министра последовала незамедлительно. Особенно по части "низкой динамики в добыче газа" и "нерыночной деятельности". Как сказали корреспонденту "РГ" в пресс-службе "Газпрома", компания от года к году наращивает объемы добычи газа. В 2004 году, например, по предварительным оценкам, "Газпром" добыл на 33 млрд. куб. м газа больше, чем в 2001 году. При этом там не преминули заметить, что цены на газ в России были и продолжают оставаться регулируемыми и искусственно заниженными, в то время как на другие топливные ресурсы, в том числе на нефть, применяются свободные цены. При этом в минэкономразвития, считают в компании, пока не сделали ни одного шага на пути к рыночному ценообразованию на газовом внутреннем рынке.
И все же, почему министр экономического развития и торговли считает, что государственные нефтяные компании следовало бы приватизировать? Скорее всего, за таким заявлением прослеживается попытка привлечь внимание инвесторов, прежде всего - зарубежных, к нефтяному "новообразованию", своего рода приглашение прийти в российскую экономику.
Накануне новогодних праздников министр промышленности и энергетики Виктор Христенко сообщил о том, что активы "Юганскнефтегаза" планируется выделить и передать в отдельную компанию, на 100 процентов принадлежащую государству. И тогда же было высказано, предположено, что часть акций компании-новичка приобретет Китайская национальная нефтяная компания (CNPC), а часть - индийская нефтегазовая госкомпания Oil and Natural Gas Corp (ONGC).
Но это - государственные компании, которых, кстати, не так уж и мало в мире. В то же время, как подтверждает российская практика, именно ТЭК стал основным местом вложения частного зарубежного капитала. И появление госкомпаний в этой отрасли "частники" автоматически связывают с национализацией. Поэтому предложение Грефа наблюдатели предлагают расценивать, прежде всего, как призыв к сотрудничеству с зарубежными инвесторами, а не как очередной план правительства по преобразованию экономики и укреплению рыночного сектора.