Однако не так все просто, как кажется на первый взгляд. Боль, как двуликий Янус, имеет множество обличий и нередко обманывает. Врачи различают боль острую и хроническую. Когда болит спина, мы, не задумываясь, ставим диагноз: радикулит. На самом же деле при радикулите боль возникает нечасто. А болеть могут кости позвоночника, суставы и капсулы, их окружающие, связки, мышцы, подкожная клетчатка и так далее. Боли в животе также не всегда свидетельствуют о заболевании желудочно-кишечного тракта. Многие люди, подверженные депрессии, часто испытывают боли, которые ничем не подтверждаются, а скорее свидетельствуют о психическом неблагополучии. Есть удивительные фантомные боли, когда болит ампутированная нога или рука. И море разновидностей головной боли, которая имеет столь удивительные причины, что в них трудно поверить. Например, голова может болеть от съеденного мороженого или любовных утех. А изматывать эта своенравная владычица может так, что порой и жить не хочется. Не случайно в современной медицине появилось целое направление - альгология, то есть наука о боли.
Во многих странах Запада существуют специальные болевые центры, куда человек может прийти и пожаловаться на свою боль. Врачи находят ее причину, ставят диагноз и назначают лечение. В России, к сожалению, таких центров мало. И несчастный россиянин пока доберется до специалиста, способного ему помочь, обойдет с десяток других - от стоматолога до эндокринолога. Таких больных наши неврологи называют "медицинскими сиротами". А самой большой бедой считают неосведомленность людей о проблеме боли и агрессивную рекламу обезболивающих лекарств.
- Боль - это благо для человека или зло? Нужно ли от нее немедленно избавляться? - спросили мы профессора кафедры неврологии Московской медицинской академии имени Сеченова Елену Филатову.
Елена Филатова|
Боль - сигнал об опасности, своего рода призыв к боевой готовности: в организме что-то не так. Сигнал бедствия подается в мозг и немедленно включает колоссальные компенсаторные механизмы, подготавливает организм к защитным действиям. Напрягаются мышцы, чтобы в случае необходимости защитить от повреждения внутренние органы, повышается количество лимфоцитов в крови на случай проникновения инфекции, повышается вязкость крови: а вдруг боль связана с кровотечением? В этом случае боль является помощником. Но если она чрезмерна, то сама может стать сильным разрушающим фактором. Задача врача - избавив пациента от страданий, сохранить все вызванные болью компенсаторные механизмы.
Однозначно нельзя сказать, нужно или не нужно убирать боль. Большую роль играет индивидуальная реакция человека на болевые ощущения, его психическое состояние, очень важно знать, острая это боль или хроническая. Острую срочно блокировать нельзя - это опасно. Например, приняв сильное обезболивающее при острой боли в животе, можно пропустить ее причину - перитонит, язву или холецистит. В этом случае стоит потерпеть до прихода врача. Если же боль жить не мешает и причина ее известна, то выбор за больным - принимать обезболивающее или нет.
Беда в том, что основным консультантом и лечащим врачом многих наших соотечественников стал фармацевт. Проведенное у нас на кафедре исследование показало, что головные боли систематически испытывают примерно 60 процентов населения, из которых 84 процента к врачам не обращаются вообще и, по-видимому, занимаются самолечением. Не ведая о новых эффективных препаратах направленного действия, в частности, существующих для купирования приступов мигрени, люди пользуются комбинированными обезболивающими - седалгином, пенталгином, которые широко разрекламированы и доступны. А ведь именно их неумеренное применение чаще всего вызывает так называемую лекарственную боль.
Какие побочные действия у обезболивающих средств? - спрашиваю доцента кафедры нервных болезней Валерия Алексеева.
Валерий Алексеев|
Спектр побочных явлений у обезболивающих препаратов велик: многие негативно воздействуют на систему крови, нестероидные противовоспалительные препараты могут спровоцировать язву желудка и другие заболевания желудочно-кишечного тракта. Но и возможности лечебной физкультуры, мануальной терапии, физио- и рефлексотерапии тоже нельзя переоценивать, они ограничены. Недаром ее называют комплементарной, то есть дополнительной. Лучшее лечение - комплексное.
Главная беда в том, что наше население упорно подавляет боль, не выяснив причину ее происхождения. В этом ему помогает реклама обезболивающих средств в СМИ, особенно на телевидении. Показывают запоминающиеся картинки: стрела, пронзающая боль - нурофен. А ведь он из той же категории, что диклофенак или вольтарен - та же компания с не меньшим количеством желудочно-кишечных осложнений. И тут проблемы медицинские вытесняют проблемы социальные: ведь почему люди не обращаются к врачу? Да потому, что в поликлиниках - очереди. Первое обращение, как правило, не к невропатологу. К нему направляет терапевт, если не разобрался. К нам в клинику пациент попадает в том случае, если на месте уже никто справиться не может. Мне приходилось сталкиваться с больными, которые рассказывали, как в районной поликлинике их месяцами лечили безрезультатно, и только на позднем этапе отправили к нам на консультацию. Увы, врачи тоже не всегда понимают серьезность проблемы.
Недавно была завершена работа по головным болям при опухолях головного мозга. Так вот от возникновения головной боли до появления явных признаков заболевания - параличей, психических нарушений проходит три года. Это очень много. При этом 25 процентов пациентов говорили, что голова у них стала болеть после сильного эмоционального потрясения, и невольно своими рассказами уводили врача от истинной причины недуга.
Российская газета|
От боли действительно можно сойти с ума или это поэтическая метафора?
Алексеев|
Я таких случаев не знаю. Сумасшедший в самом деле может испытывать боль, но не она причина его помешательства. Боль нельзя себе представить, ее нужно пережить. Существует особая болевая память. Вот представьте себе: бежит ребенок маме навстречу, спотыкается и падает, разбивает колено. Мать обеспокоено повторяет: "Тебе больно, тебе больно?" Малыш еще не знает значения этого слова, но в конце концов говорит: "Да, мне больно". Тут его берут на руки, жалеют, целуют, предлагают конфету. Если он запомнит взаимосвязь этих действий, то из него может получиться маленький тиран, который будет использовать слово "больно" при каждом удобном случае.
РГ|
Маленький ребенок может эксплуатировать ситуацию ради корысти?
Алексеев|
В подобных случаях важную роль играет воспитание. Мой сын упал однажды с табуретки в пятиметровой кухне и больно стукнулся головой о плиту. Образовалась огромная шишка. Но я в первый же момент перевел его внимание на результат, и сказал: смотри-ка, теперь у нас будет погнутая плита, что мы скажем маме! Конечно, плита изначально была такой, но после моих слов сын даже не заплакал, он искал выход из сложившейся ситуации.
РГ|
Вот вы говорите, что, испытав боль, мы ее запоминаем. Значит боль роженицы какая-то особая, ведь ее женщины не помнят?
Алексеев|
Это естественная боль. Она забывается потому, что генетически прописана, заложена в роду человеческом. Если же говорить о психологической составляющей, тут большую роль играет первый опыт: порезав палец, ребенок увидел кровь и испытал боль. Последовательность ощущений запечатлелась у него в голове, и каждый раз при появлении крови он начинает чувствовать боль.
РГ|
Вы можете назвать самый распространенный вид боли?
Алексеев|
Первое место по количеству дней нетрудоспособности занимает боль в спине, так называемый радикулит. Чаще говорят: остеохондроз - возрастное стирание межпозвонковых дисков. После 25 лет такое говорить можно каждому, не ошибешься. Но это не диагноз, а обычное биологическое старение.