В погоне за абитуриентом
Свежеиспеченные выпускники магаданских школ получат свои дипломы только в конце июня. Но в расчете на молодое пополнение уже два месяца через областные телеканалы местный университет и добрый десяток очных и заочных филиалов (московских, питерских и дальневосточных вузов) бомбардируют школьников своей рекламой. Для многих институтов прозвучавший в этом году последний школьный звонок как выстрел стартового пистолета: плановых вакантных мест на будущих первых курсах университетов больше, чем ожидаемых абитуриентов.
И далеко не все нынешние выпускники школ собираются оседать в Магадане. Если судить по опыту прошлого года, минимум каждый третий (из тех, кому по карману платное обучение) поедет поступать в Москву и Санкт-Петербург. Ведь некогда мощная научная база местных вузов слабеет год от года, средний возраст ее профессоров около 55 лет, а притока молодых преподавателей почти нет.
В результате на работу зачастую принимают «людей с улицы». Есть целые университетские кафедры, на которых нет ни одного кандидата наук, не говоря уже о профессуре. Те же мэтры, что есть, нередко предпочитают зарабатывать сразу в трех, а то и в четырех местах, что, разумеется, качеству их работы отнюдь не способствует.
Рекордсмен среди подобных преподавателей обнаружился в предвыборном списке кандидатов в местную областную думу, где отмечались их доходы и места работы. Некий профессор преподает сразу в трех университетах, не считая того, где числится на постоянной работе. Как бы заодно он слывет активным политиком и дает платные консультации по созданию положительного имиджа доброму десятку местных нуворишей. А если бы ему еще пришлось депутатствовать?
Даже многие местные студенты считают, что их педагоги чрезмерно увлеклись погоней за заработками в ущерб процессу обучения. Речь тут идет не только о продаже контрольных. В некоторых вузах организуются странные курсы наук, в кратчайшие сроки и за солидную плату дающие высшее образование. Три года назад, например, именно так за десять месяцев (и по тысяче долларов с каждого студента) в Магадане появилось более двадцати «психологов». Весной же нынешнего года (за восемь месяцев и такую же плату) — примерно столько же «журналистов с высшим образованием». Причем — при отсутствии у вуза лицензии на право преподавания профильных дисциплин и соответствующих специалистов. А среди преподавателей числились… студенты!
Я поинтересовался в преддверии сессии и экзаменов «прейскурантом» на получение от экзаменаторов готовых курсовых, контрольных и дипломных работ с гарантированной заранее высокой оценкой. По словам студентов, к примеру, контрольная стоит от 800 до 1000 рублей, курсовая — около двух тысяч, дипломная может «потянуть» и на 20 тысяч рублей.
Несколько лет назад на весь Магадан стал известен скандал: проверка прокуратуры установила, что директор местного филиала одного из престижных российских университетов не только торговал среди региональной элиты дипломами кандидатов самых различных наук (на подлинных бланках), но и сам оказался «липовым» доктором и кандидатом наук. Скандал замяли, мошенник беспрепятственно исчез с Колымы.
Юрист с лотка
Сегодня в Магадане проблема: рынок знаний во многом остается стихийным. Местные вузы уже несколько лет ежегодно пачками штампуют юристов, экономистов и менеджеров. Имевшиеся в регионе вакансии по этим специальностям давно заполнены (да и на работу предпочитают брать людей с опытом, а не зеленую поросль). И молодые специалисты идут торговать с лотков и в магазинах, официантами и барменами в многочисленные шашлычные и кафе. Идет мощный отток рабочей силы. А в это время в регионе, где ежегодно добывается до 30 тонн золота и более 600 тонн серебра, нет разведанных запасов на дальнюю перспективу. Потому что катастрофически не хватает специалистов горного дела и геологов. Крупные пользователи местных «недр золотых и серебряных» с огромным трудом привлекают специалистов из центральных районов страны.
Рыбная отрасль — вторая в области по значимости после горнодобывающей. Десятки судов комплектуются командами из Владивостока, Находки, Сахалина, Камчатки и даже Южной Кореи: своих специалистов очень мало. Но лишь в этом году (да и то с помощью дальневосточных обучающих учреждений и на деньги местных рыбопромышленников) начнется подготовка специалистов-мореходов и рыболовства, впрочем — лишь среднего звена и на базе одного-единственного техникума.
Бумажная перспектива
Между тем властями Магаданской области давно разработаны и утверждены несколько общерегиональных программ по проблемам молодежи. В них предусмотрена и система социальных заказов вузам от областного бюджета на профессии, крайне необходимые Колыме, включая практику на предприятиях, где полученные знания должны пройти проверку на качество. Система эта еле теплится — в год стали готовить пару десятков специалистов для мест проживания аборигенов области.
Есть своя программа и у мэрии города, принятая в конце прошлого года — «Молодые кадры». В соответствии с ней намечено еще на стадии школьного обучения привлекать перспективную молодежь к хорошей работе на предприятиях и в системе муниципальной власти, закреплять за ней наставников, заранее обучать, резервировать рабочие места. Но и эта программа, как открыто говорят ее разработчики, остается только на бумаге. Нынешней весной при губернаторе области создан совет ректоров территории. Только конкретных проблем он решить не в состоянии, а делового контакта с властью обеспечить не в силах — объединение общественное с «расплывчатым» уставом.
Да и на кого пенять, когда очередной отряд выпускников школ покинет (и, скорее всего, навсегда) Колыму, где многие из них родились выросли. Ребятам нужны не «корочки», а знания и востребованность в жизни. Но это их желание пока не вписывается в стихийный рынок магаданского всеобуча.