06.07.2005 04:50

Автостопом по "автогражданке"

Снизит ли сегодня Госдума тариф обязательного автострахования

Законопроект, принимаемый депутатами фактически в пожарном порядке, обусловлен прежде всего ростом числа неплатежеспособных страховых компаний, занимающихся ОСАГО. Он касается новых условий выплат клиентам проблемных страховых компаний из фонда Российского союза автостраховщиков. Иными словами, страховщики будут нести коллективную ответственность не только за клиентов "прогоревших", но и лишенных Росстрахнадзором лицензии собратьев. Причем как в части возмещения вреда, причиненного автотранспорту, так и беря на себя возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью пострадавших в аварии.

Между тем, как выяснилось из опроса, спустя два года после введения в стране ОСАГО у большинства автовладельцев отсутствуют какие-либо надежды на улучшение ситуации с ОСАГО. А высказываемые прогнозы по поводу дальнейшего развития этой системы сдержанно-негативные и пессимистические. По-видимому, те, от кого прежде всего зависит работоспособность ОСАГО, хорошо "постарались": не случайно улучшение этой фактически навязанной людям системы связывается прежде всего с деятельностью страховых компаний (40 процентов опрошенных) и с деятельностью законодателей (34 процента). При этом основные ожидания: введение добровольного страхования ответственности автовладельцев, страхование водителя, а не автомобиля, упрощение регистрации мелких ДТП (без ГИБДД), сокращение времени оформления страхового полиса (примерно до 10 дней), и то, о чем мечтают все автовладельцы, - снижение базовой тарифной ставки хотя бы до 1500 рублей.

При этом 70 процентов автовладельцев относятся к введению ОСАГО положительно, то есть считают, что оно необходимо. 21 процент при этом считает, что "автогражданка" не нужна. Интересно, что 25 процентов опрошенных убеждены в том, что в случае отмены ОСАГО они продолжат страховать свою ответственность добровольно, и примерно столько же отвечает - "нет". Остальные ставят свое решение в зависимость от условий страхования.

А на больной вопрос о том, "кому же все это выгодно", граждане ответили довольно прагматично: конечно же, самим страховщикам (66 процентов) и государству (26 процентов). Впрочем, те, кто уже успел воспользоваться полисом, в большей степени признают выгоду автовладельцев. Те же, кто еще не успел попасть в ДТП, отмечают прежде всего выгодность ОСАГО для страховых компаний.

Между тем действиями страховщиков при оформлении ДТП недовольны 54 процента автовладельцев, а действиями ГИБДД - еще больше - 59 процентов. Основные претензии к сотрудникам ГИБДД - длительность ожидания при совершении ДТП (29 процентов) и непрофессионализм сотрудников (23 процента). Основные претензии к страховым компаниям: бюрократизм и волокита (21 процент), задержка выплат (19 процентов) и невыполнения обязательств (17 процентов).

Кстати

В результате опроса, в частности, выяснилось, что полис "автогражданки" имеет подавляющее большинство автовладельцев (95 процентов), при этом попадали в ДТП и попробовали на себе все "прелести" использования полиса только 20 процентов. Общее количество респондентов - 1400. Исследование было проведено по заказу РСА одной из ведущих российских компаний, занимающейся пиаром и политконсультированием. Опрос проводился в 7 столицах федеральных округов, включая Москву и Петербург, при этом наблюдались серьезные региональные различия. Например, в Москве систему ОСАГО хорошо оценили 75 процентов опрошенных, а в Петербурге - всего 10.