08.07.2005 02:00

Патриотизм в действии

"УАЗ" прокатил журналистов на новом внедорожнике

Ульяновский автозавод провел так называемую динамическую презентацию своего нового внедорожника под названием UAZ Patriot. Проще говоря, устроил "покатушки" для журналистов.

Надо сказать, что презентация этой машины длится довольно долго, и представляют ее на очень высоком уровне. Сама кампания по внедрению этого автомобиля и его названия в сознание масс будущих покупателей достойно очень высокой оценки. Если КПД этих акций будет соответствовать двигателю этой машины, то все мы вскоре будем разъезжать на "уазиках". Про Patriot (именно так пишется это название - латиницей, и для этого есть свои причины) слышали многие, но видели его лишь избранные. Месяц назад его впервые показали широкому кругу специалистов на презентации в Москве. Там было все - и лазерное шоу, и шумное представление. Дали посмотреть, пощупать, посидеть в нем, пооткрывать и двери, пофотографировать. В общем, заинтриговали.

И вот теперь, наконец, буквально накануне выхода машины в свет, то есть в широкую продажу, завод решил показать ее на деле, то есть на дорогах. Причем на каких дорогах!..

Крепче за баранку держись, шофер

Тестировать машину предлагалось в Сочи, на Кавказе. Вариант заманчивый, и 30 журналистов отправились испытывать на себе прелести нового внедорожника в условиях, приближенных к боевым. Самолет приземлился в Краснодаре. На парковке аэропорта прилетевших драйверов ожидали десять блестящих новеньких машинок, которые своим видом резко выделялись на фоне местных запыленных дальних родственников по заводской линии. Нас разбили на экипажи по три человека в каждом, и далее мы отправились до Сочи уже своим ходом, периодически меняясь за рулем. Тест-драйв начался.

Первая неприятность обнаружилась еще в аэропорту: спинка водительского сиденья категорически отказалась поддаваться какой-либо регулировке. Но это дело поправимое. На следующий день неприятность была устранена. Во всем остальном салон был вполне на уровне: приятный и дорогой пластик, удобные сиденья, на передних можно отрегулировать поясничную подушку, руль удобного диаметра и приятен в обхвате, регулируется по высоте… Правда, с этой регулировкой есть проблемы. Поначалу я думал, что это только мои проблемы: как только опускаю руль в колени так, чтобы было удобно, он загораживает мне приборы. Оказалось, не я один страдаю от этого.

Зато на заднем сиденьи - простор. Длинноногие могут вытянуться, те, кто пошел не в рост, тоже удобно устроятся. Вообще Patriot идет по классу - "тяжелые внедорожники" и вполне соответствует этому высокому званию. Из собратьев по классу - Land Cruiser, Land Rover Discovery, Jeep Cherokee. Но мы не будем их сравнивать. Пока. Внешность нашего внедорожника вполне соответствует современным иностранным коллегам.

- Это что, действительно "уазик"? - интересуется местный житель. Мы подтверждаем его мнение. Благо, на машине довольно внятно обозначена марка.

- А я думал иномарка какая… А где взяли?

- У нас тут тест-драйв проходит. Его пока серийно не выпускают, - отвечаем мы.

- А почем это будет?

- Около 15 тысяч долларов.

Однако цена не отбила интереса к машине.

Но вернемся к дороге. Первый участок от Краснодара до Джубги с малым количеством крутых поворотов, с длинными прямыми участками. Здесь можно было погонять. До 110 км/час машина идет хорошо. Довольно уверенно держит дорогу, неровности практически не ощущаются. После 130 км/час ее приходится ловить. Вождение уже перестает быть в удовольствие и становится тяжелой, сугубо мужской работой водителя. Легкий руль для двухтонного внедорожника оказался хорош на малых скоростях, но потом он становится не просто неинформативным, а пустым. Главный конструктор завода Сергей Гайсин, выслушав наши жалобы, поинтересовался:

- А вы пробовали руль отпускать? Тогда машина будет ехать прямо. Ведь руль очень чуткий, малейшее лишнее движение, и машина на него отреагирует.

Да. Пробовали. Отпускали руль, и машина действительно шла прямо… До первой выбоины. Ведь неровности наших дорог никто не отменял, и, наехав колесом на любой камушек, въехав в ямку или попросту на наклонный участок, машина, соответственно, меняет траекторию. Возвращать ее обратно приходится именно рулем, и, действительно, любое движение, что называется "с непривычки", отправляет автомобиль совсем не туда, куда бы хотелось.

Наверняка есть способ решить эти проблемы. По словам водителя-испытателя, он долго настраивал руль: чуть затянуть - и описанного выше эффекта уже нет, но на малых скоростях руль становится очень тяжелым.

А дорога серою лентою вьется

От Джубги и до Сочи пошел серпантин. Мест для разгона раз-два и обчелся. Зато для торможения - каждый поворот плюс фуры, большегрузы и переполненные автобусы, которые на спуск идут на минимальной скорости, а в горку вообще не тянут. На одном из поворотов "КаМАЗ" с длинным прицепом просто не мог тронуться вверх. Пришлось объезжать "по встречке" очень быстро, и прижимаясь к левой обочине. А вдруг кто навстречу выскочит?

В поворотах машина вела себя идеально, что называется, держала дугу. Даже большие крены из-за мягкости подвески не мешали четкости маневра. Несколько напрягал рабочий диапазон оборотов двигателя. До двух тысяч оборотов - он не тянул. Верхний предел - пять тысяч оборотов. Приходилось часто переключаться с третьей на вторую и обратно. Причем зачастую набранных четырех тысяч на второй передаче не хватало для дальнейшего разгона на третьей. Но тут все понятно: горки крутые. В принципе у коробки следующие особенности: очень короткая первая скорость и длинная вторая. Хорошо это или плохо, не берусь судить - в разных условиях по-разному.

Надо отдать должное, мы обогнали не одну иномарку на этой дороге. Нас обгоняли гораздо реже. Но зато со вкусом. Так, например, черный BMW с синими номерами, завывая чем только можно и мигая, обошел нас на крутом подъеме, куда мы не спеша вкатывались в середине очереди, выстроившейся в хвост какому-то большегрузу. Пассажир BMW чуть шею себе не свернул, разглядывая наш агрегат. Приятно ощущать себя за рулем машины, на которую все оглядываются…

Впрочем, сотрудники ДПС остались к ней равнодушны. Непосредственно в Лазаревском, когда тащиться за длинномером на скорости 20 км/час стало просто невозможно, коллега, увидев свободную прямую, надавил на газ и обогнал монстра. За что был остановлен инспектором. Встреча обошлась в 500 рублей без оформления протокола.

Не страшны тебе ни зной, ни слякоть

Слякоти на нашей дороге не было. Поэтому ничего сказать не могу. Уже на втором этапе мы катались по руслу горной речки. Второй день тест-драйва проходил в районе Красной Поляны. Катались по местным горным дорогам и аналогичному бездорожью. Но в русле горной речки достойной слякоти, грязи или глины найти нам не удалось. В воде - все в норме. Включаешь 4х4 пониженную и пошел. Валуны и булыжники проходишь не замечая. Подвеска четко реагирует на подобные препятствия. Идешь уверенно, как по обычной ровно укатанной проселочной дороге.

А вот со зноем случилась неприятность. Первый раз эта новость застигла нас еще на пути в Сочи, в районе Лазаревской. Остановились пофотографироваться. На улице - 32 градуса жары. Машину - туда, машину - сюда, поставить так, потом - вот так… На датчике температуры двигателя стрелка дошла до 120 градусов. На мониторе уже активно мигает датчик о том, что еще чуть-чуть и вскипим. Мы принимаем решение включить на полную мощность печку и срочно двигаться с площадки на трассу. Буквально за десять минут дороги двигатель остыл до нормальной рабочей температуры, но начали закипать мы. Печку выключили.

Эта проблема вылезла не только у нашей машины, но и у некоторых других. В первый день теста никто особо не акцентировал на ней внимание, хотя казалось несколько странным: новая машина перегревается при вполне европейской температуре окружающей среды и горных нагрузках. На второй день температура была тоже в районе 30 градусов. Но нагрузки несколько возросли: чаще приходилось пользоваться полным приводом и пониженной передачей. В итоге одна машина все-таки вскипела. А мы
по-прежнему при риске перегрева включали печку. В результате то ли температурный датчик сошел с ума, то ли еще что, но стрелка выше 40 градусов не поднималась.

Пользоваться пониженной передачей на горных дорогах Красной Поляны было не праздным желанием посмотреть, как машина себя ведет, а необходимостью. Склон - 30 градусов, сыпуха… Даже спускаясь пешком, чтобы сделать кадр, задумываешься, где у тебя пониженная и тормоза. И все равно к намеченному месту докатываешься на остатках подошвы кроссовок. Машина же на первой пониженной четко держала свои 10 км/час и сползала потихоньку к более пологой местности. Вот тут в первый раз вспомнился "уазик", в простонародье "козел". Очень знакомый звук прорезался из недр: выла знаменитая уазовская раздатка.

Кстати, о звуках. Patriot настолько выделяется из своих собратьев, что даже к звукоизоляции сложно придраться. При задраенных стеклах и закрытом люке на скорости 110 км/час даже звук двигателя в салоне плохо слышно. Пластик не скрипит… Надолго ли это счастье, пока судить рано. Об этом можно будет говорить, когда хотя бы один выпущенный серийно вариант отбегает свои гарантийные 50 тысяч пробега.

Резкий поворот и косогор

Если первый день тест-драйва был в свободном режиме: цель - доехать до Сочи через ресторан под поселком Агой, то второй день был довольно жестко расписан: надо было по четко расписанному маршруту, соблюдая временные рамки, пройти 10 контрольных пунктов, на которых выполнить задания, иногда не связанные с управлением автомобилем. Например, подняться по веревочной лестнице на скалу и переправиться через речку по тросу, переправа над пропастью, скалолазание… Были, впрочем и вполне автомобильные задания: движение в ограниченном пространстве, управление вслепую, движение на точность, триал… Трассы тоже выбраны удачные. Когда мой коллега сообщил мне, что впереди ветка, которая может оставить на крыше вполне ощутимую царапину, я поинтересовался, какие есть варианты? Половина асфальтовой дороги провалилась в пропасть, надо прижиматься к скале, а там - ветка. Коллега предпочел ветку. Я - тоже.

В принципе второй день показал легкость управления этой машиной на крутых поворотах, и не менее крутых спусках и подъемах. Пыль стояла столбом, гравий летел из-под колес, но ни разу Patriot не пришлось выводить силой мысли или надеждой на чудо.

Пожалуй, самым неприятным во всей этой поездке были сгоревшие тормоза. Буквально на подъезде к Сочи, войдя в очередной крутой поворот, пришлось тормозить на грани юза в зад большегрузу, который неспеша спускался к сочинскому КПМ. Тормоза - в пол. Когда мы остановились на КПМ, от всех четырех колес поднимались столбы дыма: колодки сгорели, не выдержав нагрузки. Впрочем, это скорее всего вина не столько производителей машины, сколько поставщиков колодок. Ну, нет возможности отследить качество каждого комплекта тормозов. К сожалению, они проверяются только практикой.
 
Итог
 
Машина предназначена для езды по городу и сельской местности. Внешний вид вполне позволяет подъехать в смокинге к Большому театру, в камуфляже отправиться на рыбалку или охоту не в сильно заболоченную местность. Разгоняться свыше  110 км/час, если нет желания добавить в кровь адреналина, я бы не рекомендовал.

На удивление мягкая и комфортная подвеска: на бездорожье чувствуешь себя как в лимузине. В багажник можно засунуть слона в разобранном виде. Два отопителя. Зимой должно быть жарко.

Для трофи-рейдов без тюнинга не годится. Высокооборотистый двигатель хорош для трассы и плох для грязи, болот и снега. Появится версия с дизельным двигателем, тогда будет повод пересмотреть это мнение. Нет у меня уверенности, что пониженная передача при таких оборотах спасет в болоте. Но, впрочем, не было и возможности проверить это на практике.

Двигатель греется. И это - конструктивная недоработка. Будем надеяться, что на конвейер встанет уже исправленный вариант.

Машина займет свою нишу в ценовом диапозоне между "Шевроле Нива" и Kia Sportage. Но и та, и другая модели классом ниже. Сравнивать Patriot в своем классе практически невозможно. По цене он на несколько порядков дешевле. По ходовым качествам приближается к аналогам, по качеству сборки пока рано что-либо говорить. Вполне реальный конкурент для появившихся на рынке китайских машин.