Продажи иномарок превзошли все ожидания

Причем на этот раз компании быстро сориентировались и к лету увеличили свои заявки на новые машины с заводов, что помогло удовлетворить ажиотажный спрос на многие модели. Благодаря увеличению квот именно во второй половине года большинство компаний резко увеличили свои продажи. И надо отметить, что многие из них добились ошеломляющих результатов - если еще год назад только три лидера смогли разменять рубеж в 20 тысяч проданных автомобилей, то на сей раз сразу пять компаний перешагнули 30-тысячную отметку. В прошлом году стало более заметным разделение компаний на лидеров и аутсайдеров. Четко обозначилась шестерка крупнейших компаний, на долю которых пришлось почти 65 процентов прошлогоднего объема продаж.

Если темпы продаж иномарок будут продолжать расти как сейчас, а иностранные производители будут открывать все новые сборочные производства на территории России, не исключено, что к 2010 году иномарок у нас будет продаваться столько же, сколько автомобилей отечественного производства, отмечают специалисты. Так, если в 2004 году по сравнению с прошлым годом продажи иномарок выросли на 83 процента, то отечественных машин - всего на 5-10 процентов. При этом аналитики отмечают, что рост выручки отечественных автозаводов достигается в основном за счет повышения цен на машины, а не увеличения объемов продаж. Не стоит также забывать, что в соответствии с принятой два года назад концепцией развития отечественного автопрома ориентировочно к 2010 году предусматривается отмена заградительных пошлин на ввоз подержанных иномарок. Следовательно, уже через пять лет поток 3-7-годовалых иномарок может вновь хлынуть в Россию. Если наш автопроизводитель не успеет перестроиться, то покупатели будут выбирать уже не между подержанной иномаркой и новым отечественным автомобилем, а между подержанным и новым автомобилем иностранного производства.

Надо отметить, что большинство экспертов все же прогнозирует в 2005 году некоторое замедление темпов роста продаж иномарок. По их мнению, если в нынешнем году в нашей стране не произойдет никаких экономических катаклизмов, рынок новых иномарок может вырасти до 500-510 тысяч автомобилей. Большинство компаний-лидеров готовы к дальнейшей борьбе за место под солнцем, хотя прогнозов по продажам предпочитают не разглашать.

Однако, по оценке Pricewa-terhouseCoopers, продажи новых импортированных легковых автомобилей в России в первом полугодии 2005 года выросли более чем на 80 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 225 тысяч единиц. Всего же в 2005 году в РФ будет продано около 450 тысяч новых импортированных легковых машин. На самом деле с такими объемами становится более реальной возможность для зарубежных автопроизводителей основывать производство в России.

Что касается стоимостного выражения продажи легковых автомобилей, то уже за первые 6 месяцев 2005 года было продано на сумму 10,4 миллиарда долларов, а это на 30 процентов больше показателя аналогичного периода прошлого года.

Кстати, по данным Pricewa-terhouseCoopers, продажи российских брэндов легковых автомобилей в штуках упали на 14 процентов в первом полугодии 2005 года по сравнению с тем же периодом 2004 года. Похоже, что российские легковые автомобили на отечественном рынке теряют конкурентные преимущества. И это не случайно. Согласно мнению PricewaterhouseCoopers, цены на российские легковые автомобили в первом полугодии 2005 года возросли на 11 процентов по сравнению с ценами в первом полугодии 2004 года, а цены на импортные новые иномарки упали на 3 процента.

Между тем, по оценке Pricewa-terhouseCoopers, Россия в 2008 году увеличит производство легковых автомобилей до 1 миллиона 600 тысяч единиц по сравнению с 1 миллионом 100 тысяч единиц, произведенными в 2004 году. В то же время в Европейском союзе в 2004 году было произведено 17,8 миллиона легковых автомобилей, а в 2008 году, согласно оценке PricewaterhouseCoopers, этот показатель составит 19 миллионов единиц. А вот в Китае в 2004 году было произведено 3,8 миллиона легковых автомобилей, а в 2008-м, согласно оценке, этот показатель возрастет до более 6 миллионов единиц.

Говоря об ожидаемом росте производства легковых автомобилей в России, Pricewater-houseCoopers отмечает, что вопрос заключается в том, какие компании и в каком соотношении смогут обеспечить прогнозируемый прирост российского производства.

Может быть, сказал эксперт, автомобильные карты России через несколько лет изменятся - и будет иметь место большая, чем сейчас, концентрация производства автомобилей.