12.07.2005 00:00
    Поделиться

    Константин Пуликовский: китайцам уже не так вольготно на Дальнем Востоке

    Российская газета | Константин Борисович, довольны ли вы визитом на Дальний Восток представителей РАО ЕЭС? Накануне вы серьезно ставили вопрос, в частности, с позиции тарифов. Чувствуете ли, что добились своей цели?

    Константин Пуликовский | Се­годня есть решения о реформировании РАО ЕЭС и они выполняются, просто намного позже, чем в центральных районах страны. На Дальнем Востоке будет создана Дальневосточная энергетическая компания. Хотим мы этого или нет, но она будет монополистом, хоть мы и говорим о рыночной экономике, но в нашей энергосистеме невозможно создать конкуренцию. Бурейская ГЭС тоже после окончания строительства окажется монополистом. По нашим расчетам, в ближайшие 5-7 лет, если мы не построим каскады электростанций на Бурее и на Зее, говорить о конкурентности рано. Но обязательное условие — здесь будет Дальневосточный филиал федеральной службы по тарифам. Больше, чем на 8 процентов, тариф на электроэнергию не увеличится — в условиях инфляции.Идет речь о переброске энергии, Китай от нас просит большое количество электроэнергии и в качестве гарантий попросит процент собственности. Мы скорее всего согласимся — процентов на 10, чтобы и нам была гарантия. Только такой видится выход для Дальнего Востока.


    РГ | Что происходит с контролирующими ведомствами? Затянувшаяся реформа в них, отсутствие штатов, неразбериха привели к тому, что браконьеры празднуют на воде, а инспекторам нет команды выходить в рейд — нет бензина, денег. Теневики тем временем рубят в лесу, пока реформируется лесная служба, лесхозы превратились в активных лесозаготовителей и организаторов незаконных рубок. Когда это закончится? Получается, что реформа работает против государства?

    Пуликовский | Нет, это правильные реформы по распределению полномочий служб и агентств, которые неоправданно медленно перемещаются на региональный уровень. Территориальные органы были объединены, они сейчас разделяются и никто не хочет функции доходные и управленческие отдавать, а функции расходные брать на себя. Надо же правильно разделить имущество: суда, помещения, связь. К сожалению, эта неразбериха присуща нам на Руси, сколько бы реформ ни проходило. И наша дальневосточная особенность: мы ко всему приходим позже. Сюда пришли намного позже многие новации банковской системы, лизинговой. Здесь слова «ипотека» в 2000 году и не знали. Чего удивляться — революция в Петербурге была в 1917 году, а штурмовые ночи Спасска — только в 22-м… Так огромна наша страна. Мы очень болезненно воспринимаем слово «окраина», наоборот говорим, что здесь начинается восход солнца, но таковы реалии. Это кстати, отражается и на партийной жизни — в центре она активна и очень медленно продвигается сюда. Епархии тоже очень развиты в центре, а на Дальнем Востоке была пять лет назад лишь одна епархия. Сейчас их десять.А может, и хороша наша отдаленность? В годы реформ она иногда бывает даже полезна: например, мы гораздо меньше, чем в центре, наломали дров в период монетизации льгот.

    РГ | Когда дальневосточники говорят о нарастающей китайской угрозе или ползучей экспансии, правительство не разделяет эту точку зрения. Дальнему Востоку нужна иностранная рабочая сила, самих дальневосточников мало для экономического рывка. Но лозунги об удвоении ВВП, тезисы-комплименты о богатстве Дальнего Востока, которые нужно «взять», меркнут перед тем, что видит обыватель ни в прожектах, а в реальности. Например, то, как изменились — выросли и похорошели — приграничные китайские деревушки по сравнению с нашими приграничными районами, по-прежнему находящимися в депрессивном состоянии, хотя население и той и другой стороны ведут, вроде бы, взаимовыгодную торговлю.

    Пуликовский | Китайскую тему отбросить нам долго не удастся. КНР — это стратегический и политический партнер нашего государства и то, что на востоке находится такая страна, с которой мы проводим дружественную политику — очень важно. Недаром следующий год будет годом России в Китае, а в 2007 — годом Китая в России.Что же касается реминесценций, то в девяностых мы сами разрешили челночную торговлю. У нас не было ширпотреба, мы покупали его в Китае за кровные рубли, которые потом обменивались на доллары и вывозились в Китай. То есть за тряпки вывозили валюту с территории, и это было для всех хорошо. Те, кто занимается этим бизнесом, создали первоначальный капитал. Бывшие фарцовщики теперь вложили свои капиталы в золоторудные производства в Амурской области. А приграничная полоса КНР на нас заработала, это факт. Но допускать такое в дальнейшем не стоит, ибо экономика нашей страны окрепла. Безработный сейчас только тот, кто не хочет работать, вакансии есть в любых отраслях.

    РГ | 13 из 15 лотов в лесном аукционе в Еврейской автономии выиграли китайские фирмы. Как вы относитесь к такому освоению Дальнего Востока?

    Пуликовский | В этом вопросе огромна роль органов власти — и муниципальных, и региональных. Преференции нашим соседям в получении лицензии сделаны потому, что они смогли доказать свою состоятельность. Ведь в аукционе кто больше заплатил, тот и приобретает право, все очень прозрачно. Но китайские бизнесмены понимают, что время, когда мы были вынуждены отдавать кругляк на любых условиях, прошло. Они видят, как растет экономика, как стабилизировался бюджет, у нас есть финансовые ресурсы. И задача власти — управлять этим процессом, чтобы была возможность создавать свою продукцию.

    РГ | Вас считают одним из экспертов по северокорейскому вопросу. Как вы считаете, почему последние события на Корейском полуострове вызвали бурную реакцию в Соединенных Штатах и почти полное безразличие на российском Дальнем Востоке, который несравнимо ближе к происходящему?

    Пуликовский | Наверное, потому, что мы достаточно тяжело живем и у нашего населения достаточно своих проблем: где заработать деньги, как устроить дите в вуз и как дать взятку, как на работу устроить. То есть мы живем внутренними проблемами. А если где-то полетела ракета, то надеемся: авось не долетит… Наверное, когда мы будем лучше жить, тогда и нас будут интересовать глобальные проблемы. А что касается Кореи, то надо вести трудную и спокойную работу с севером Кореи проводя политику безъядерной зоны на всем Корейском полуострове. Мы должны вернуться в круг шестисторонних переговоров, другого пути для нас нет.

    РГ | Вы только что пересекли всю Россию от Калининграда до Хабаровска, от окраины до окраины. Где живут лучше: в Калининграде или здесь?

    Пуликовский | У меня не было возможности проанализировать цифры, к тому же я давно не был в Калининграде и удивился, как он похорошел: прекрасные дороги, рост заметный в экономике, начиная с 2000 года, когда области были даны преференции.

    РГ | Пора и нам такое делать поскорее?

    Пуликовский | На словах это пока декларируется. Но для нас, дальневосточников, создание СЭЗ — это хороший флаг, ведь о Дальнем Востоке впервые отдельно сказано в послании президента Федеральному собранию РФ.

    РГ | Что вы думаете о предстоящей зиме в Корякии?

    Пуликовский | Там есть сдвиги. Полностью закрыли по зарплате бюджетникам долги, кроме этого дали кредит 320 миллионов бюджетных. Чем была сложна прошлая зима? В Манилы вообще ничего не было завезено, на запад округа. Пришлось через всю Корякию с востока везти топливо. Чтобы было меньше срывов зимой, надо завезти и на западное и на восточное побережье топливо. Если в летнее время этого не сделать, то зимой не завезешь. Начиная с советской власти такие схемы завоза в Якутии, Магадане, на Чукотке. А в Корякии сбой произошел и прорвало в этом году. Коренным образом переломить ситуацию сложно. Во многих поселках есть свой уголь, но почему-то их посадили на иглу жидкого топлива. Поэтому мы хотим часть котельных перевести на местный уголь, который на поверхности находится, его можно сверху брать. Треть котельных сумеем заменить. Должно изменить ситуацию и объединение двух субъектов — в плане централизации. Ведь сегодня бюджетная обеспеченность Корякии занимает восьмое место из 89 субъектов. Разрозненная система ЖКХ, миллион дизельных котельных и электростанций требуют огромных затрат и денег. Огромно число бюджетников муниципальной, региональной власти, шесть тысяч пенсионеров. Если в течение года через жилищные сертификаты сможем отправить людей в Россию куда они хотят, то бюджетная нагрузка упадет. Например, есть в округе поселок Парень, в нем проживают 50 человек. Это две семьи ительменов, которые не хотят уезжать в райцентр, в благоустроенную квартиру. А ведь им нужно привезти солярку, пенсии на самолете, поскольку самим им не выехать. Масса таких моментов, которые не учитывать нельзя, но когда начинаешь считать — бешеные расходы! Так что объединение субъектов приведет к улучшению системы управления и снизит затраты. В Корякии по-настоящему работают две отрасли — рыбная и горнорудная, есть платиновый рудник. Главные рыбодобывающие предприятия — крабовые — находятся в округе, там их около сотни. Только на реализации крабов и переработке продукции можно накормить и обогреть все 26 тысяч человек населения округа. Но богатства Корякии уходят не туда, куда надо. Надеюсь, новое руководство сможет переломить ситуацию, займется всерьез налогами. Просто пока руки туда не дотянулись...

    Поделиться