Кодекс автоубийства

Сейчас девочка с тяжелым переломом позвоночника находится в больнице, и как быстро удастся ей встать на ноги, врачи пока не знают. А вот дальнейшая судьба автомерзавца, как и тысяч других водителей, для которых бросать сбитого человека на дороге, ездить за рулем пьяным стало нормой, вполне прогнозируема: он отделается легким административным испугом. Таковы наши законы.

Русская рулетка для пешехода

Сотрудники ГИБДД Екатеринбурга отмечают: водители все чаще и чаще скрываются с места происшествия, оставив без помощи пострадавшего человека. В первом полугодии прошлого года таких случаев было 17, в этом - уже 25. Это четвертая часть всех уголовных дел, расследуемых по фактам гибели пешеходов на екатеринбургских дорогах. Не стоит надеяться, что виновники этих смертей будут наказаны. Как раз наоборот - абсолютное большинство подобных уголовных дел так и остаются не раскрытыми: шансы разыскать водителя, бросившего пешехода умирать на дороге, минимальны.

- Половину сбитых машинами людей можно было спасти, если бы их вовремя отвезли в больницу, - считает начальник отдела по расследованию ДТП Главного следственного управления при ГУВД Свердловской области Андрей Лизанец. - Но водители скрылись с места происшествия и тем обрекли пострадавших на смерть. Кроме того, если сбитый остается жив, он, особенно вечером и ночью, может попасть под колеса следом идущих автомобилей. Это кошмарная рулетка для пешехода! Несколько таких ЧП уже произошло в этом году.

Кстати, в подобных случаях не представляется даже возможным определить, какие травмы стали смертельными: при первом ДТП или при втором. Сбить человека может один водитель, а обвинить в его смерти могут другого. И уж точно ни один эксперт не докажет, что в гибели человека виноват именно тот, первый.

Никто не хотел убивать

Как рассказывают сотрудники ГИБДД, водители, бросившие сбитых людей на дороге, не пытаются даже анонимно вызвать "скорую". По мнению милиционеров, столь массового беспредела еще никогда не было. А воцарился он, по наблюдению правоохранителей, после того, как в декабре 2003 года Госдума отменила статью 265 Уголовного кодекса. По этой статье, напомним, водителя могли отправить за решетку на два года даже не за то, что он трусливо бежал от ответственности за наезд, а за сам факт пренебрежения судьбой и здоровьем пострадавшего. Сейчас безнаказанность фактически узаконена. По действующему законодательству, водитель, оставивший человека умирать на дороге, несет лишь административную ответственность: его штрафуют полутора тысячами рублей и на год лишают права управлять машиной. Три водителя, сбежавшие с места ДТП и задержанные впоследствии сотрудниками службы розыска ГИБДД Екатеринбурга, в этом году именно так и были наказаны.

Истоки столь либерального отношения к автоубийству надо искать в среде правозащитников. Помнится, в ходе дебатов по отмене статьи 265 они убеждали депутатов: обычный убийца не вызывает на место происшествия милицию и "скорую помощь"! Тогда почему это обязан делать водитель, задавивший пешехода?! Ведь этим он сам подписывает себе приговор, а это нарушение прав человека! Не заметив подмены понятий, депутаты пошли на поводу у правозащитников. Меж тем верный логический посыл, по мнению автоинспекторов, иной: сбив пешехода, водитель поступил непреднамеренно и не заслуживает наказания наравне с убийцей, совершившим преступление обдуманно. Но в тот момент, когда он оставляет пешехода умирать на асфальте, становится убийцей. Кара за убийство по неосторожности у нас есть, и довольно серьезная, а за оставление без помощи раненного человека, по сути - за умышленное убийство, отсутствует.

"Лишенец" в десятой степени

Этот правовой пробел тесно связан с другой странной законодательной коллизией. По мнению сотрудников отдела по расследованию ДТП Главного следственного управления при ГУВД Свердловской области, 90 процентов водителей, покинувших место происшествия, скорее всего, находились либо в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо без водительского удостоверения. Кого из них больше - пьяниц, наркоманов или "лишенцев", неизвестно, но это явления одного рода. Напомним, что водительского удостоверения чаще всего лишают именно за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Автомобиль при этом остается у "лишенца" - никто же не вправе взять машину под арест! Понятно, что "лишенец" продолжает на ней ездить. Его задерживают снова, уже без прав и часто опять под градусом. Что с ним делать? После окончания срока первого наказания суд может вынести решение о лишении права управления автомобилем на очередные два года. А он опять ездит без прав, и опять пьяный! В Свердловской области есть немало водителей-забулдыг, которые уже набрали запретов на вождение аж на 10-15 лет вперед! И, утверждают сотрудники ГИБДД, на этом не остановятся!

Выходит, нынешние наказания для авторецедивистов - вовсе не наказания! Это крест тех, кто не дай бог окажется на дороге или у обочины, когда они сидят за рулем. Месяц назад "Российская газета" рассказала о вопиющем происшествии в поселке Увельский Челябинской области. Пьяница насмерть задавил 13-летнюю девочку и искалечил ее двухлетнего брата. Как выяснилось, 45-летний автоубийца год назад был лишен водительского удостоверения за пьянство, в начале этого июня его вновь задержали за вождение в нетрезвом виде, а детей он сбил именно в тот день, когда суд... повторно лишил его права управлять автомобилем.

Эксперты считают, что показатели аварийности на российских дорогах прямо пропорциональны либеральности законов. Не может быть полезен закон, утверждают сотрудники милиции и ГИБДД, который защищает права одних граждан и одновременно ущемляет права других, ставит под угрозу их жизни. Руководители ГИБДД в регионах просто кричат: надо срочно что-то делать - либо временно изымать автомобиль у водителя, лишенного прав по пьянке, либо ужесточать наказание за повторное задержание за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И при этом приводят в пример Уголовный кодекс 60-70-х годов. Тогда водителя, в течение года дважды попавшегося "по пьяному делу", могли лишить свободы на два года. На разгоряченные алкоголем водительские головы, вспоминают сотрудники автоинспекции, это действовало остужающе.

Слепая автоледи

Прошлым летом в Екатеринбурге произошло несколько аварий, причиной которых стала смерть водителей от сердечного приступа. Инфаркты и инсульты за рулем, возможно, не очень распространенные опасности, с которыми можно столкнуться на дороге. Но вот что действительно заставляет задуматься: сколько за рулем потенциально опасных водителей, страдающих всевозможными заболеваниями?

- Этого вам не скажет никто. Как ни одно ведомство не уполномочено лишить гражданина водительского удостоверения, если у того появились нарушения здоровья, препятствующие управлению транспортом, - говорит Андрей Лизанец. - Это может быть эпилепсия как следствие черепно-мозговой травмы при ДТП, другие болезни, связанные с потерей сознания или внезапными припадками; шизофрения, которая характеризуется неадекватной оценкой ситуации. Как известно, медицинскую справку у водителя требуют при прохождении техосмотра и при замене водительского удостоверения, но ТО можно поручить пройти другому человеку по доверенности, а водительское удостоверение у нас выдают сроком на 10 лет. Вот и получается, если водитель стал эпилептиком после того, как уже получил права, то до замены удостоверения он ездит по дорогам, периодически теряя сознание.

В практике правоохранителей Свердловской области было несколько случаев, когда при расследовании ДТП водителей решали-таки проверить у психиатров. Те диагностировали у них эпилепсию и шизофрению. Только после этого людей, управляющих "средствами повышенной опасности", поставили на учет, но права... у них никто не изъял. Законодательство просто не предусматривает такой процедуры, разумеется, не определен и орган, который уполномочен это сделать. Похожая история произошла и с 70-летней водительницей. Врачам удалось установить, что причиной нескольких ДТП, которые она без конца создавала, стало плохое боковое зрение. Невероятно, но это факт: полуслепая леди будет ездить до тех пор, пока не истечет срок действия ее водительского удостоверения. И какими бы тяжелыми ни были последствия аварий, приключившихся по ее вине, сколько бы людей при этом ни погибло, ответственности она не понесет. Принято считать, что в ДТП больной водитель не виноват. Происшествие ведь случилось не по его воле, а в силу заболевания, которое помешало ему контролировать собственные действия. Но кто же тогда будет контролировать самих водителей-эпилептиков и полузрячих автоледи?

Справка

Специалисты ГИБДД подсчитали: за год Россия теряет погибшими в ДТП вдвое больше людей, чем за 10 лет войны в Афганистане. Каждый год страна лишается населения небольшого городка численностью 35 тысяч жителей.